Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Музейное дело в школе"
Описание образовательной программы
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому
прошлому и настоящему нашей Родины и края, что имеет большое воспитательное
значение.
С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи,
своей нации, своей Родины.
Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание
патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и
гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю
героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать
историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не
совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на
интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая
экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний,
навыков, суждений оценок и чувств.
Рабочая программа кружка «Музейное дело в школе» составлена на основе:
- «Федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования»;
- Сборника методических
материалов для руководителей школьных музеев Московской области (Под общей
редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко.
Министерство Образования Московской области Центр развития творчества
детей и юношества, 2005 г.)
- Преподавание основ музейного
дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование,
УЦ «Преспектива», М., 2011г./
Программа рассчитана на 1часа в неделю, 34 часа в год.
Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям,
предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей,
опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 №
06-1844.
Программа «Музейное дело в школе» предполагает организацию
деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к
описанию конкретных экспонатов, самостоятельному исследовательскому поиску и,
наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой,
культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при
изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются
реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в
процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из
приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их
высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из
ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной
программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры
общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно
– ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических
памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории,
непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между
старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к
Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи,
воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в
первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного
фонда исторического наследия.
Цель:
- Воспитать патриота
неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность
школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно –
воспитательной работы.
Задачи программы:
- Формирование представления об
историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности
системы социально – нравственных ценностей;
- Формирование уважительного
отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными
ценностями;
- Воспитание музейной культуры,
обучение музейному языку, музейной терминологии.
- Научить воспитанника
самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.
- Развить у воспитанника умение
выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения
определенного периода истории, беречь и ценить их.
- Сформировать научные и
профессиональные интересы.
- Воспитать музейную культуру.