Наставничество
Ценности наставничества
1.1.
Манифест наставника
1.
Наставник
помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
2. Наставник является
примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого.
3.
Наставнические отношения формируются в условиях
доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
4.
Наставник
ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает
с ним также долгосрочную перспективу и будущее.
5.
Наставник
предлагает помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывает
на риски и противоречия.
6.
Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие
у наставляемого индивидуального видения.
7.
Наставник помогает
наставляемому развить прикладные навыки, умения и компетенции.
8.
Наставник по возможности оказывает
наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует и ободряет
его.
9.
Наставник
по согласованию с куратором может проводить дополнительные (в том числе выездные) мероприятия, направленные как на достижение цели наставнической программы, так и на укрепление взаимоотношений с наставляемым.
10.
Наставник соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки субординации и не разглашает информацию, которую передает
ему наставляемый*.
11.
Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед этим обязан
приложить все усилия
по сохранению доброкачественных наставнических отношений.
*
Список исключений, информация о которых незамедлительно передается куратору программы:
-
если наставляемый сообщит о том, что стал жертвой насилия
(физического, сексуального, психологического);
-
если наставляемый сообщит о том, что вовлечен
в незаконную деятельность (распространение наркотиков, финансовые махинации);
-
если наставляемый сообщит (или его поведение будет свидетельствовать) о потенциальной угрозе,
способной нанести вред жизни и
здоровью (суицидальные мысли, пагубная зависимость).
1.2.
Кодекс наставника
1. Не осуждаю,
а предлагаю решение.
2. Не критикую, а изучаю ситуацию.
3. Не обвиняю,
а поддерживаю.
4. Не решаю проблему сам, а помогаю
решить ее наставляемому.
5. Не навязываю
свое мнение, а работаю в диалоге.
6.
Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и организацией.
7. Не утверждаю, а советуюсь.
8. Не отрываюсь
от практики.
9.
Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению
к себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу.
10.
Не разглашаю
внутреннюю информацию. Наставничество - не решение
всех проблем, стоящих
перед наставляемым и его/ее семьей.
Суть наставничества заключается в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в которых наставляемый чувствует, что к
нему относятся как к личности и что он имеет
значение для общества.
1.3.
Руководящие принципы
наставника
Наставники слушают |
Поддерживают зрительный контакт и посвящают наставляемым все
свое внимание |
Помогают наставляемым найти направление в жизни, но не подталкивают их |
|
Наставники рассказывают |
Дают представление о перспективах наставляемого, помогают определить цели и приоритеты |
Наставники обучают |
Рассказывают о жизни, собственной карьере, личном и профессиональном опыте |
Наставники представляют свой опыт |
Помогают наставляемым избежать ошибок и извлечь уроки из жизненных ситуаций |
Наставники доступны |
Предоставляют ресурс, источник опыта и знаний, которому наставляемый доверяет и к которому может обратиться |
Наставники критикуют, но конструктивно |
При необходимости
наставники указывают области, которые нуждаются в улучшении, всегда сосредоточивая внимание на поведении наставляемого, но никогда - на характере |
Наставники поддерживают |
Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет
наставляемый, наставник продолжает поощрять его учиться и совершенствоваться |
Наставники точны |
Дают конкретные советы, анализируют, рефлексируют, что было сделано хорошо, что может
быть исправлено или
улучшено, что достигнуто, какие
преимущества есть у различных действий |
Наставники неравнодушны |
Наставник интересуется образовательными успехами наставляемого, успехами в планировании и реализации карьеры, в личном развитии |
Наставники успешны |
Не только
успешны сами по себе, но и способствуют успехам других людей |
Наставники вызывают восхищение |
Пользуются уважением в своих организациях и обществе |
1.4.
Качества успешных
наставников
Желание участвовать в программе по поддержке другого
человека в течение
длительного времени. У наставников имеется искреннее желание быть частью
жизни других людей, чтобы помочь им в
принятии трудных решений, в вопросах саморазвития и наблюдать, как они становятся лучше.
Уважение
к личности, ее способностям и праву делать собственный выбор в жизни. Наставники не должны считать, что их
способы решения проблем лучше или что участников программы
нужно спасать. Наставники, руководствующиеся чувством