Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности Музейное дело в школе

Пояснительная записка.
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и
настоящему нашей Родины и края, что имеет большое воспитательное значение.
С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей
нации, своей Родины.
Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание
патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и
гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю
героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать
историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не
совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуальноволевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция
представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков,
суждений оценок и чувств.
Рабочая программа кружка «Музейное дело в школе» составлена на основе:


«Федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования»;



Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев
Московской области (Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители:
Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования Московской
области Центр развития творчества детей и юношества, 2005 г.)



Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова
Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г./

Программа рассчитана на 1часа в неделю, 34 часа в год.
Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям,
предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования
детей, опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной
политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от
11.12.06 № 06-1844.
Программа «Музейное дело в школе» предполагает организацию деятельности
обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию
конкретных экспонатов, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к
овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа
предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурнообразовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при
изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные
возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в
процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из
приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их
высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно
из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость
данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной
культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей
нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно –
исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к
истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия
между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание
любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее.
Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества
призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем
бесценного фонда исторического наследия.
Цель:


Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины
через деятельность школьного музея, содействовать повышению
эффективности учебно – воспитательной работы.

Задачи программы:


Формирование представления об историческом времени и пространстве, об
изменчивости и преемственности системы социально – нравственных
ценностей;



Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого,
потребности общаться с музейными ценностями;



Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной
терминологии.



Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и
пользоваться этим языком.



Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее
интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь
и ценить их.



Сформировать научные и профессиональные интересы.



Воспитать музейную культуру.

Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе
детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные
занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Направления деятельности:
• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного
отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными
ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык
музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более
эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в
форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей
предметников и педагогов дополнительного образования.
Принципы функционирования программы
1. Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений
производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка
с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные,
нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.
4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств,
развитие их как членов общества.
Адресность Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам
(ориентация на индивидуальность).
Возраст занимающихся: 11-15 лет.
Группа- разновозрастная, состоящие из учащихся примерно разного уровня
подготовки.
Ожидаемые результаты


Разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение,
ассоциативное мышление.



Сформируется широкий кругозор и профессиональные интересы в области
музееведения.



Появится интерес к истории своего отечества и родного края.



У учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к
старшему поколению.



Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие
достижения прошлого в своей жизни.
Учебно-тематический план.

№

Количество часов

2ч

Темы

всего теоретическое
занятие

1.

Вводное занятие

1

1

1

практическое
занятие

О чём рассказывает
музей.
2

Типология музеев

1

3

Музеи Невьянска

1

4

Роль музеев в жизни
человека.

1

1

5

Основные
социальные функции
музеев

1

1

6

Поисковоисследовательская и
научная
деятельность музея.

7.

Как работать с
газетами,
журналами,
книгами.

8

Учёт и хранение
собранных
документов и вещей
(на примере
школьного музея).

9.

Оформление
результатов поиска

10. Создание
экспозиции в
музее(на примере
школьного музея).

1

1
1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

Дата
проведения

11. Создание экспонатов

10

1

9

Как подготовить
доклад,
выступление,
презентацию и
правильно провести
экскурсию.

2

1

1

13. Выставочная
деятельность музея.

2

1

1

14

Классификация
выставок.

1

15

Исторические
источники как
средство познания
исторического
прошлого.

1

16

Интерпретации
исторического
источника.

1

1

17

Многообразие
вспомогательных
дисциплин.

1

1

18

Подготовка к
проведению
итогового
мероприятия

1

1

19

Проведение
итогового
мероприятия

2

20. Резерв. Посещение
музеев, выставок.

2

12

1

1
1

1

1

1

1

Апрель
Май
Каникулы

Всего:

34
Содержание программы

В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями,
ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения. Программа
включает:
• изучение истории музееведения в России (на Урале);
• ознакомление с основами музейного дела;
• практическое применение полученных знаний на базе школьного
музея: организационная работа - составление плана работы музея, учетно-фондовая
работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания),
научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение
экскурсий
1. Вводное занятие. Что такое история. Историческая терминология. О чём будет
рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Знакомство со школьным
музеем. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды
музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др. ; государственные,
частные, муниципальные, школьные.
2.Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие
«социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная
функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе
развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его
подразделений.
3. Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для
музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: книги,
брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне, дневники,
планы, фотографии, стенгазеты, боевые листки, воспоминания участников войны,
тружеников тыла, детей, вещественные памятники (символы, атрибуты).
4.Поисково- исследовательская и научная деятельность музея. Музеи как
современные научные и поисково - исследовательские центры. Основные
направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной
концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и
коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика,
исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
5. Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в
школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение
текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.
6.Учёт и хранение собранных документов и вещей. Книга учёта (инвентарная
книга). Какие сведения необходимо в неё вносить. Как хранить собранные
материалы.
7. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. Оформление
альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных
материалов, составление пояснительных текстов).
8. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести
экскурсию. Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий.

Посещение экскурсий в школьном музее. Самостоятельное проведение экскурсий в
музее по разработанной теме для младших школьников.
9.Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны,
тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий.
Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи.
Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.
10.Исторические источники как средство познания исторического
прошлого. Что такое исторический источник? Классификация исторических
источников.
1. Письменные;
2. Вещественные;
3. Лингвистические;
4. Этнографические;
5. Устные.
Поиск и выявления источников. Основные методы и принципы научной критики.
11. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец 17 – первая
половина 19 в.) Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 – первой
четверти 18 в. Невьянские музеи. Коллекционирование в России в конце 18 – первой
половине 19 в.
12. Многообразие вспомогательных дисциплин.
1. Археология
2. Геральдика
3. Сфрагистика
4. Фалеристика
5. Хронология
Археология — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по
вещественным источникам. Происходит от греческих слов archaios («древний») и logos
(«учение»)
Геральдика (гербоведение) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся
изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью
эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы
Сфрагистика (от греч. «сфрагис» — «печать»), или сигиллография (от лат. «сигиллум»
— «печать») — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати
(матрицы) и их оттиски на различных материалах.
Фалеристика — вспомогательная историческая наука, которая изучает историю
орденов, медалей, значков, наградных документов, а также любых нагрудных знаков.
Хронология — это последовательность исторических событий во времени, а также
сам перечень дат этих событий.

13. Объекты исследования. Особенности приемов исследования. Роль и место в
исторической науке.

14. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. Термины
«выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки
школьного музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном
музее (стационарные, переносные или выездные).
15. Подготовка и проведение итогового мероприятия. Подведение итогов
обучения. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов,
оформление экспозиций и выставок)
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к
музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых
разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и
художественным оформлением.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и
родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку,
тематико-эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую
работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и
самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах
деятельности.
Методы обучения
1. Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций
и выставок музея.
3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме.
4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из
фондов музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной
деятельности.
Средства обучения:
научный и практический опыт музеев России, богатства музейных экспонатов и
достижения цивилизаций.

Программа реализуется в следующих формах:
• мероприятия - беседа, лекция, экскурсия, культпоход;
• творческие дела - участие в конференциях, мероприятиях школы, оформление
экспозиций музея школы.
Условия для реализации программы

Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
Прогнозируемые результаты:
1)В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории
школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и
фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь
истории школы, родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории
школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения
перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися
высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании
истории края.
3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и
навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в
процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации
предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по
экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на
внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном
(семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в
процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у
учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и
вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического
сознания школьников.
Список литературы:


Приоритетный национальный проект «Образование» - http:
//mon.gov.ru/pro/pnpo



Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http:
//mon.gov.ru/dok/akt/6591



Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы http: //mon.gov.ru/press/ news/8286



Духанина А. В. Рабочая программа кружка «Музейное дело». М.,2016 г.



Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.



Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.



Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное иосновное
образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2010г.



Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.СПб.,2002.



Элективные курсы по истории. М. «Вако», 2010



Альманах «Отечество», выпуск 7, 2001 г.



Журналы «Патриот Отечества», №2, 2004 г., №8, 2009 г.



Журналы «Воспитание школьников», 2000 -2008 гг.



Музееведение. – М., 1998г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».