Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Театральная студия"
Описание образовательной программы
Пояснительная записка
В системе образования нашей страны дети
всех возрастов имеют возможность заниматься художественным творчеством в
дополнительном образовании. Дополнительное образование художественной
направленности занимает уникальную и универсальную нишу, обеспечивающую механизмы
непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
Дети должны уметь петь,
рисовать, танцевать. В этом великая сила приобщения детей к искусству. Это
реализует культурные права детей, активный рост художественного развития и
эстетического воспитания.
Художественная
направленность остается лидирующей по охвату детей во всех типах
образовательных организаций. Художественное творчество востребовано детьми и
семьями во всех регионах страны, в равной степени в мегаполисах, городах и
селах. Художественное творчество сегодня выбирают более 4,5 миллионов детей,
массовый характер вовлеченности говорит о неисчерпаемом потенциале детства
искусства для детского творчества.
В настоящее время у школьников
наибольшим спросом и интересом пользуются такие жанры творчества, как
декоративно-прикладное искусство, хореография, вокал, изобразительное искусство
и театр.
Школьный театр как
традиционная форма организации коллективного детского художественного
творчества всегда имела значимость в развитии и воспитании детей. В истории
развития отечественной школы на разных этапах можно встретить лучшие образцы
обучения и воспитания детей посредством приобщения к театральному искусству: и
как зрителей, и как создателей детских спектаклей, и как участников
театрального творчества.
Синтетичность и коллективность
театрального искусства, соединение в театре нескольких видов искусств: литературы,
музыки, хореографии, сценографии,
актерского искусства позволяют театру выполнять колоссальную воспитательную
миссию.
Во всех школьных моделях
прошлого можно найти место театра: и в Царскосельском лицее, и в школе
Сухомлинского, и в школе Макаренко, и сегодня в российских школах действуют
школьные театры, в которых артистами и зрителями являются дети.
И для воспитания
современного школьника театр является настоящей кафедрой, по меткому
выражению Николая Васильевича Гоголя, с которой, «можно сказать миру много
добра».
Постановки детских спектаклей
на школьной сцене, опора на классическую драматургию, детские пьесы для любых
возрастных категорий детей незаменимы и в настоящее время. Театр – важнейший
ресурс для выявления и развития талантов и одаренностей в каждом ребенке. Театр
выступает инструментом формирования детского коллектива, командного единения на
основе качественного репертуара, ведь постановка спектакля с детьми – это
системный педагогический процесс.
Совершенно закономерно, что
значимость коллективного театрального творчества была поддержана Президентом
нашей страны, и эта государственная поддержка сформирована в Поручении
Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам встречи со школьниками в
ВДЦ «Океан» 1 сентября 2021 г. (№ Пр-1806 от 24 сентября 2021 г.) о развитии и
поддержке школьных театров.
С 2021 года в рамках
деятельности Минпросвещения России совместно с Минкультуры России, Российским
Движением школьников, Театральным институтом имени Б. Щукина развернута
системная работа по созданию школьных театров.
На начало 2022 года в школах
страны было создано свыше 11000 школьных театров, количество которых имеет
устойчивый рост (на 31 июля 2022 года зарегистрировано свыше 17000 школьных
театров). Распространенность театрального творчества детей в
общеобразовательных организациях более 60 %. Наибольшее количество
образовательных организаций, которые активно реализуют театральное творчество
детей, выявлено в Московской области (524), Санкт-Петербурге (409), Ростовской
области (367).
Минпросвещения России
ежегодно проводит социально значимые мероприятия для детей и юношества,
фестивали и конкурсы художественного творчества. В 2022 году было установлено
значительное увеличение количества обучающихся, участвующих в конкурсных
мероприятиях на школьных и муниципальных этапах за счет внедрения цифровых
платформ. 140 тыс. детей приняли во Всероссийском детском фестивале народной
культуры «Наследники традиций», 150 тыс. участников - во Всероссийской акции
«Я-гражданин России», 550 тыс. участников - в Большом всероссийском фестивале
детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными
возможностями здоровья (с международным участием).
С учетом новых вызовов, задач
и механизмов развития, школьный театр должен стать лидером развития
художественного творчества школьников, школой развития эмоционального
интеллекта, самоактуализации, формирования гибких 4 навыков, воспитания и
развития личностного потенциала.
Внедрение федеральной и
региональных межведомственных дорожных карт по созданию и развитию школьных
театров в целом в стране и в каждом субъекте Российской Федерации на 2021-2024
гг. позволит открыть школьный театр в каждой школе. А вместе с этим, каждый
российский школьник сможет прикоснуться к театральному творчеству как участник,
создатель и зритель детских спектаклей, инсценировок, зрелищных форм
коллективной творческой деятельности.
Всероссийский перечень (реестр) школьных театров
По результатам проведенного
мониторинга, ФГБУК «ВЦХТ» с мая 2022 года осуществляет работу по формированию и
наполнению Всероссийского перечня (реестра) школьных театров (далее – Реестр),
размещенного на официальном сайте ФГБУК «ВЦХТ» http://vcht.center .
Сведения о школьных театрах,
включаемые во всероссийский перечень (реестр) школьных театров http://vcht.center/perechen-shkolnih-teatrov/.
Анкета на включение школьного театра в перечень (реестр) https://forms.yandex.ru/u/626af2423797a206863c2cea/
Реестровый номер школьного театра — 23-1453603782
Название организации и школьного театра — муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Невьянского
городского округа, «Театральная студия»