Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение пообразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказомМинистерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена:

- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);

- форма получения образования;

- необходимость периода динамического наблюдения;

- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017г. N816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №2 Невьянского городского округа специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);

В школе создана универсальная безбарьерная среда дляинклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

положение о психолого-педагогическом консилиуме Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868576016 Директор/Заведующий Семячкова Ирина Роландовна Дата подписания документа 25.02.2021 14:57:42 (скачать)
Положение об оказании логопедической помощи Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868576016 Директор/Заведующий Семячкова Ирина Роландовна Дата подписания документа 25.02.2021 14:57:42 (скачать) (посмотреть)
паспорт доступности для инвалидов Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868576016 Директор/Заведующий Семячкова Ирина Роландовна Дата подписания документа 21.09.2021 13:34:52 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Информация о размещении методических рекомендаций по вопросам образования и психолого-педагогического соповождения обучающихся с инвалидностью, ОВЗ Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154133 Директор/Заведующий Семячкова Ирина Роландовна Дата подписания документа 12.07.2023 11:23:13 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Специально оборудованных учебных кабинетов для маломобильных групп не имеется.Хочу такой сайт

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не имеется.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Школьная библиотека расположена на первом этаже рядом стоящего здания школы. Она занимает изолированное, приспособленное помещение – комнату площадью 67 м2, приспособленное, в том числе, как хранилище для учебников. Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря в составе персонального компьютера, принтера. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интернет. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено. Доступ к имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен. Возможность использования инвалидами и лицами с ОВЗ — да, при помощи ответственного за обеспечение доступа в здание ОО.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ОО имеется спортивный зал площадью 151,8 м2 , оснащенный оборудованием и инвентарем по  разделам учебной программы по физической культуре. Имеются кабинки для переодевания для мальчиков и девочек (16,5 м2 и 9,2 м2). Возможность использования инвалидами и лицами с ОВЗ — да, в том числе при помощи ответственного за обеспечение доступа в здание ООДля занятий на свежем воздухе используется площадка при школьном дворе ОО. Возможность использования инвалидами и лицами с ОВЗ — — да. Спортивно-оздоровительная деятельность нацелена на формирование у обучающихся осознанного отношения к своему физическому здоровью, повышению физической активности.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых осуществляется обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. 

Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации обучающиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Реализация адаптированных образовательных программ предусматривает использование в образовательной деятельности учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Перечень учебных изданий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868576016 Директор/Заведующий Семячкова Ирина Роландовна Дата подписания документа 25.02.2021 14:57:32 (скачать)
Перечень учебных изданий на 2020-2021 учебный год Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868576016 Директор/Заведующий Семячкова Ирина Роландовна Дата подписания документа 25.02.2021 14:57:32 (скачать)

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Школа имеет паспортбезопасности, план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. Разработаны и утверждены инструкции по охране труда, график дежурства администрации по школе и учителей по рекреациям. В помощь учителям назначается дежурный класс. Школа имеет устойчивую телефонную связь со следующими службами: единая служба спасения,МО МВД России «Невьянский», скорая помощь, дежурная часть ГО и ЧС, участковый инспектор, диспетчерские обслуживающих организаций (электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения). Установлена система контроля и управления доступом (СКУД). Локальными актами (приказы директора) определены меры по безопасности учащихся и сотрудников школы, назначены ответственные за организацию безопасности работы. Охрана образовательного учреждения осуществляется круглосуточно. Установлен строгий контроль пропуска граждан и автотранспорта, обеспечен надёжный круглосуточный контроль за вносимыми (ввозимыми) грузами и предметами ручной клади. С территории школы своевременно вывозятся твёрдые бытовые отходы, осуществляется постоянный контроль въезжающего транспорта. Въездные ворота запираются на навесной замок, ключи на вахте. Пост охраны оборудован кнопкой тревожной сигнализации (КТС), предназначенной для экстренного вызова полиции в случаях террористического акта, разбойного нападения, ограбления подачей на пульт централизованного наблюдения сигнала тревоги путём нажатия. Ведется внутреннее и внешнее видеонаблюдение.Доступ в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, посредством пандуса; нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями умственного развития через центральный вход.

инструкция по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868576016 Директор/Заведующий Семячкова Ирина Роландовна Дата подписания документа 25.02.2021 14:57:33 (скачать)
Порядок доступа собаки-поводыря в МАОУ СОШ № 2 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154133 Директор/Заведующий Семячкова Ирина Роландовна Дата подписания документа 10.07.2023 12:14:22 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Специальные условия питания

В образовательной организации осуществляется обеспечение бесплатным двухразовым питанием  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей – инвалидов


Специальные условия охраны здоровья

Медицинское обслуживание в образовательной организации осуществляется на базе лицензированного медицинского кабинета Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области "Невьянская центральная районная больница", детской поликлиникой на основании Договора об организации медицинского обслуживания.  Медицинское обслуживание в школе обеспечивается медсестрой и фельдшером (педиатром), которые закреплены органом здравоохранения за школой на основе договора о совместной деятельности по организации медицинского обслуживания обучающихся образовательной организации. Вакцинация обучающихся в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №2 Невьянского городского округа проводится медицинским учреждением - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Невьянская центральная районная больница", детской поликлиникой в рамках совместной деятельности с образовательной организацией с предоставлением лицензированного медицинского кабинета на основании Договора безвозмездного пользования имуществом. В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 Невьянского городского округа. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета. Основными задачами медицинского обслуживания являются: организация и осуществление эффективного медицинского обслуживания обучающихся, улучшение его качества в целях охраны и укрепления здоровья; сохранение, укрепление и профилактика здоровья обучающихся, снижение заболеваемости; проведение профилактических осмотров обучающихся; проведение диспансеризации обучающихся; приобщение детей и родителей (законных представителей) к здоровому образу жизни, в т.ч. и посредством обеспечения системы рационального питания и физкультурнооздоровительных мероприятий и закаливания обучающихся; методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательных организаций, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья; осуществление систематического медицинского контроля за уровнем заболеваемости и физическим развитием обучающихся; осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемического режима в школе; осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил в организации образования, в том числе по организации питания в школе.

договоры384 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868576016 Директор/Заведующий Семячкова Ирина Роландовна Дата подписания документа 25.02.2021 14:57:33 (скачать) (посмотреть)
лицензия385 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868576016 Директор/Заведующий Семячкова Ирина Роландовна Дата подписания документа 25.02.2021 14:57:34 (скачать) (посмотреть)
Положение о здоровьесберегающей деяетельности (скачать)

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. Образовательное учреждение обеспечено информационно-телекоммуникационными сетями интернет.  Безопасность компьютеров при работе  в сети  Интернет обеспечивают системы контроля контент-фильтрации skydns и базовая защита компьютера от основных видов интернет-угроз. Kaspersky Anti-Virus. К сети Интернет подключено 38 компьютеров.

Информационная база школы оснащена:

·электронной почтой;

·локальной сетью;

·выходом в Интернет;

·разработан и действует школьный сайт.

Услуги сети интернет Доступ к сети интернет обеспечивается в соответствии с договором оказание телематических услуг об оказании услуг связи по передаче данных с юридическим лицом. В образовательном учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система Дневник.ру. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Современная платформа официального сайта Министерства образования и молодежной политики Свердловской области (далее – Министерство) обеспечивает доступность большого объема информации по всем направлениям сфер образования и молодежной политики. На сайте Министерства размещаются новости, официальные документы, методические рекомендации, анонсы мероприятий и много другой полезной информации.

сайт Министерства -  https://minobraz.egov66.ru;

официальная страница Министерства в социальной сети «В Контакте» - https://vk.com/minobraz_soХочу такой сайтТакже Министерство образования и молодежной политики информирует о том, что на главной странице официального сайта Министерства создан раздел "Образование детей с особыми образовательными потребностями", где ежедневно размещаются методические и учебные материалы, презентации по реализации программ и организации досуга для детей с ОВЗ.https://yadi.sk/i/Oe-BdAiRXoLi6w?uid=368192861 - актуальные вопросы в воспитании детей с ОВЗ.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не имеется.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат не предусмотрены

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие и интернат не предусмотрены

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».