Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Школа безопасности"

Описание образовательной программы

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» (далее – Программа) имеет естественно - научную направленность.  Новизна Программы заключается в том, что впервые в Программе предложена система поведенческих алгоритмов действий школьников в экстремальных ситуациях, рассмотрены психологические основы выживания в природных условиях, учтены экологические аспекты.

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

Программа направлена на расширение знаний следующих предметных областей: «Основы безопасности жизнедеятельности», географии, экологии и химии.  Современному человеку предстоит в течение жизни решать проблемы различного характера, в том числе, связанные с сохранением и укреплением своего здоровья и здоровья окружающих.

Данная Программа направлена на профилактику бытовых травм, несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий. Отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни подрастающего поколения. Подростки в силу своих возрастных психологических особенностей в повседневной жизни не всегда могут правильно оценить возникающие риски и во многих ситуациях завышают свои возможности. Детский организм находится в состоянии становления, многие процессы подвижны и неустойчивы. В экстремальной, трудной ситуации у подростка происходит торможение в центральной нервной системе, и он не может своевременно принимать правильные решения, совершать оперативные действия. Возникает необходимость ознакомить детей с правилами безопасного поведения и выживания в различных ситуациях. При автономном существовании в природе подросток должен владеть определенными знаниями, умениями и навыками, выработать алгоритм безопасного поведения, научиться применять накопленный опыт.

Реализация Программы «Школа безопасности» позволит обучающимся получить возможность повысить свой интерес к наукам, расширить знания; научиться практическим умениям и навыкам в области исследовательской деятельности. 

Условия набора учащихся

Программа рассчитана на обучающихся, не имеющих медицинских противопоказаний.  Уровень подготовленности определяется посредством тестирования, практических заданий, наличия базовых знаний в области безопасности жизнедеятельности (Приложение № 2).

Продолжительность обучения по данной Программе составляет 2 года, количество часов обучения по Программе: 68 часов, из расчета 34 часа в год.   Обучение по данной Программе будет способствовать профессиональной ориентации подрастающего поколения и выбору будущей профессии.

Работа по Программе предполагает использование специальной терминологии (Приложение № 3).

Формы и режим занятий 

Форма занятий – групповая. Время обучения для данной программы, формирующей современные умения и навыки для учебы, жизни и труда –   1 час в неделю. Занятия предполагают здоровьесберегающие технологии.  Занятия проводятся в группах с применением следующих форм организации обучения:

- по количеству обучающихся: всем составом объединения, групповая;

- по проведению учебного занятия: беседа, практическое занятие, просмотр тематических видеосюжетов, викторина, конкурс, практическая деятельность, игра, проект, творческая работа;

- по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, экскурсия, занятие по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий. 

Занятия по Программе состоят из двух частей: теоретической и практической.    Занятия всем составом объединения проводятся при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальный подход осуществляется при работе с отдельными проектами.

Результативность образовательной деятельности

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих в себя: развитие умений и навыков, проявление самостоятельности и творческой активности. Данные показатели фиксируются в Диагностической карте личностных достижений учащихся (Приложение № 1) и в Карточке индивидуального развития ребенка (Приложение № 2).

Формы подведения итогов реализации Программы

По итогам первого года обучения предусмотрена групповая защита проекта «Не было хлопот, мы отправились в поход» с распределением ролей и функционала для всей группы обучения.

Итоговым мероприятием второго года обучения является защита индивидуального проекта.

 Виды контроля

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как входной, промежуточный, итоговый контроль. Преобладающими формами контроля являются: тестирование, решение практических заданий, зачет. Хочу такой сайт

 

Цель и задачи Программы

Цель - формирование у обучающихся знаний, практических умений для выживания в экстремальных условиях, ключевых компетенций и качеств личности, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность. Развитие навыков безопасного поведения человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях, связанных с техногенными, природными, социальными чрезвычайными ситуациями.

Задачи 1 года обучения

Познавательные:

·        изучение причин возникновения экстремальных ситуаций, усвоение практических умений и правил поведения в нештатных ситуациях, расширение знаний учащихся по биологии и экологии;

·         формирование навыков исследовательской деятельности посредством социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.

Воспитательные:

·        воспитание у школьников духовных и физических качеств личности ценностного отношения к окружающим, к своему здоровью, чувства ответственности и взаимовыручки.

Развивающие:

·        развитие умения оценивать экологическое состояние городской среды;

·        развивать навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях;

·        способствовать развитию лидерских качеств подростков;

·        развитие коммуникативных навыков.

Задачи 2 года обучения

 Познавательные:

·        изучение отдельных видов загрязнений окружающей среды;

·        рассмотрение влияния некоторых факторов на живые организмы и человека.

Воспитательные: 

·        формирование ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства;

·        формирование навыков антитеррористического поведения.

Развивающие:

·        развитие коммуникативных качеств личности, взаимопомощи, развитие навыков экологической культуры, ответственного отношения к здоровью человека и к природе.

ДОП естественно-научной направленности Школа безопасности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 138886899515110284398995661652590028330255961006 Директор/Заведующий Семячкова Ирина Роландовна Дата подписания документа 08.10.2024 11:42:59 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».