Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школа будущего первоклассника"

Описание образовательной программы

Аннотация к программе

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.      Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному.

Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя.

Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.

 В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети,  которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель данной программы:

формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Основные задачи программы:

  • организовать  процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • обеспечить развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формировать социальные черты личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Принципы организации занятий по подготовке детей к обучению в «Школе будущего первоклассника»  МАОУ СОШ № 2:

принцип адаптивности – помощь в адаптации к условиям обучения;

принцип развития – создание для каждого ребенка условий для максимального развития его       интеллекта,         мышления, способностей и личности в целом;

принцип психологической комфортности – создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы;

принцип сообразности мира – представление ребенка о предметном и социальном мире должно      быть единым      и       целостным;

принцип систематичности – школьное образование должно быть логичным продолжением дошкольного         и       ступенькой на      пути  к высшему образованию;

принцип смыслового отношения к миру – выработка у детей в процессе обучения не только конкретных знаний, но и положительного отношения к этим знаниям, осознания их необходимости       и       важности;

принцип обучения деятельности – выработка у детей осознания того, что деятельность невозможна без умения ставить цель, контролировать, оценивать свои и чужие действия;

принцип креативности – развитие у детей способности выходить за пределы стандартного набора знаний, умений, навыков, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельное решение.

 Программа рассчитана на детей  6-7 - летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

ВНЕШНИЕ ОРИЕНТИРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

В «ШКОЛЕ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»:Хочу такой сайт

Ø различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, составлять предложения;

Ø ориентироваться в пространстве, узнавать и называть геометрические фигуры, отсчитывать        определенное      количество предметов  по образцу;

Ø уметь пересказывать рассказы и сказки, загадывать и отгадывать загадки, рассматривать и обсуждать содержание         картин;

Ø пользоваться краткой и распространенной формами ответа, дополнять высказывания товарищей,    правильно оценивать  результаты         своей деятельности;

Ø раскладывать картинки по группам, составлять рассказ по сюжетным картинкам;

Ø ориентироваться на листе бумаги в клетку, считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

Ø вместе решать учебные задачи, сопереживать успехам и неудачам товарищей;

Ø внимательно слушать на занятиях, действовать по предложенному педагогом  плану, самостоятельно                  выполнять поставленную умственную         задачу;

Ø отличать живое от неживого, последовательно и вразнобой называть времена года, суток, зимние, летние, весенние, осенние месяцы, диких и домашних животных, отличительные признаки насекомых и птиц, узнавать некоторые породы деревьев, виды цветов;

Ø правильно держать карандаш и кисть при рисовании, знать основные цвета, закрашивать рисунок, не выходя за пределы контура, правильно располагать рисунок на листе, организовывать         свое  рабочее      место;

Ø составлять декоративную аппликацию, вырезать предметы симметричной формы из бумаги, составлять несложные композиции на листе.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников:

  • группы формируются из детей 6-7 - летнего возраста;
  • продолжительность обучения составляет 10 занятий  (февраль – апрель)
  • наполняемость класса до 25 человек;
  • режим занятий:  1 раз в неделю (среда) – 2 занятия по 30 минут с 10 – минутным перерывом

Организация образовательного процесса в ШБП регламентируется расписанием занятий, утвержденным    директором       организации.

В школе развития используется только качественная оценка усвоения обучающимися образовательной программы.

Детям, обучающимся в ШБП, предлагаются следующие учебно-развивающие занятия:

— развитие речи и подготовка к обучению грамоте;

— подготовка руки к письму;

— математика и логика;

— ознакомление с окружающим миром;

— этика и этикет;

—занятия с логопедом и психологом

ДООП социально-гуманитарной направленности Школа будущего первоклассника Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154133 Директор/Заведующий Семячкова Ирина Роландовна Дата подписания документа 05.02.2024 14:08:06 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».