Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школа будущего первоклассника"
Описание образовательной программы
Аннотация к программе
Одной из наиболее острых проблем современной школы
является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом
классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной
тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления
сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для
ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным
условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более
неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и
психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские
дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что
социально-психологическая адаптация может проходить по-разному.
Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в
течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок
привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У
детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение,
активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять
требования учителя.
Другим детям (30%) требуется больше времени для
привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия
предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования
учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами
(дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в
усвоении учебных программ.
В каждом классе
есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы
прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации.
Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми
отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с
этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию
протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития.
Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том,
чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым
формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной
ситуации развития, своего социального статуса.
Нередко подготовка детей к школе
сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает,
что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем
знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность,
у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то
новое.
Цель данной программы:
формирование готовности к обучению в
начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств,
творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность
адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Основные задачи
программы:
- организовать процесс обучения, воспитания и развития
детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и
возможностей детей этого возраста;
- обеспечить
развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания
учиться;
- формировать
социальные черты личности будущего первоклассника, необходимых для
благополучной адаптации к школе.
Принципы организации занятий по подготовке детей к обучению в
«Школе будущего первоклассника» МАОУ СОШ
№ 2:
—принцип
адаптивности – помощь в адаптации к условиям обучения;
—принцип
развития – создание для каждого ребенка условий для максимального развития
его интеллекта, мышления, способностей и личности в целом;
—принцип
психологической комфортности – создание в учебном процессе раскованной,
стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы;
—принцип
сообразности мира – представление ребенка о предметном и социальном мире
должно быть единым и целостным;
—принцип
систематичности – школьное образование должно быть логичным продолжением
дошкольного и ступенькой на пути к высшему образованию;
—принцип
смыслового отношения к миру – выработка у детей в процессе обучения не
только конкретных знаний, но и положительного отношения к этим знаниям,
осознания их необходимости и важности;
—принцип
обучения деятельности – выработка у детей осознания того, что деятельность
невозможна без умения ставить цель, контролировать, оценивать свои и чужие
действия;
—принцип
креативности – развитие у детей способности выходить за пределы
стандартного набора знаний, умений, навыков, делать самостоятельный выбор,
принимать самостоятельное решение.
Программа рассчитана на
детей 6-7 - летнего возраста. Она
предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе
реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать
новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его
самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы
будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но
и решается главная задача программы: сокращение
адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки
будущих первоклассников «Школа
будущего первоклассника» основана на
следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому
обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации
образования детей.
ВНЕШНИЕ
ОРИЕНТИРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
В «ШКОЛЕ
БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»:
Ø различать гласные и
согласные, твердые и мягкие звуки, составлять предложения;
Ø ориентироваться в
пространстве, узнавать и называть геометрические фигуры, отсчитывать определенное количество предметов по образцу;
Ø уметь пересказывать
рассказы и сказки, загадывать и отгадывать загадки, рассматривать и обсуждать содержание картин;
Ø пользоваться краткой и
распространенной формами ответа, дополнять высказывания товарищей, правильно оценивать результаты
своей деятельности;
Ø раскладывать картинки по
группам, составлять рассказ по сюжетным картинкам;
Ø ориентироваться на листе
бумаги в клетку, считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
Ø вместе решать учебные
задачи, сопереживать успехам и неудачам товарищей;
Ø внимательно слушать на
занятиях, действовать по предложенному педагогом плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу;
Ø отличать живое от
неживого, последовательно и вразнобой называть времена года, суток, зимние,
летние, весенние, осенние месяцы, диких и домашних животных, отличительные
признаки насекомых и птиц, узнавать некоторые породы деревьев, виды цветов;
Ø правильно держать
карандаш и кисть при рисовании, знать основные цвета, закрашивать рисунок, не
выходя за пределы контура, правильно располагать рисунок на листе,
организовывать свое рабочее место;
Ø составлять декоративную
аппликацию, вырезать предметы симметричной формы из бумаги, составлять
несложные композиции на листе.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
- группы
формируются из детей 6-7 - летнего возраста;
- продолжительность
обучения составляет 10 занятий (февраль
– апрель)
- наполняемость
класса до 25 человек;
- режим
занятий: 1 раз в неделю (среда) – 2 занятия по 30 минут с 10 –
минутным перерывом
Организация образовательного процесса в ШБП
регламентируется расписанием занятий, утвержденным директором организации.
В школе развития используется только качественная
оценка усвоения обучающимися образовательной программы.
Детям, обучающимся в ШБП, предлагаются следующие
учебно-развивающие занятия:
— развитие речи и подготовка к
обучению грамоте;
— подготовка руки к письму;
— математика и логика;
— ознакомление с окружающим миром;
— этика и этикет;
—занятия с логопедом и психологом