Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Лаборатория измерений

Общая характеристика курса
В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход в обучении.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и
продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает
знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на
«открытие нового знания». Реализация принципа осуществляется через
формирование исследовательского обучения детей. Исследовательское обучение —
это процесс самостоятельного познания окружающего мира посредством изучения
его объектов, процессов и явлений. Дети от природы любознательны, стремятся
сами всё попробовать, поэкспериментировать, исследовать. На этих занятиях им
представится такая возможность.
На уроках окружающего мира школьники уже познакомились с
лабораторными работами. Заинтересовавшиеся исследовательской деятельностью,
ребята могут продолжить расширять свой кругозор и совершенствовать навыки
экспериментально-исследовательской деятельности на занятиях внеурочной
деятельности. Дети научатся работать с современным учебным оборудованием для
экспериментальных и лабораторных работ, а также им представится возможность
участвовать в работе конференций различного уровня.
Целями изучения курса являются:

развитие устойчивого интереса к самостоятельной
исследовательской
деятельности;

формирование навыков экспериментально-исследовательской деятельности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
 знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования
объектов и явлений окружающего мира;
 формирование у учащихся знаний о физических величинах как о способе
описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
 формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления
окружающего мира, выявлять главное, обнаруживать закономерности и делать
выводы;
 овладение общенаучными понятиями: явление, проблема, гипотеза, вывод;

научиться пользоваться лабораторным оборудованием для проведения
опытов, экспериментов;

формировать умения у учащихся практически исследовать природные
объекты;

научить детей быть любознательными, наблюдательными, учить отгадывать
тайны природы, тайны вещества.
Описание текста курса в плане внеурочной деятельности
Объем учебного времени, отводимого на изучение курса
проходят 1 раз в неделю, в течение одного года.

34 часа. Занятия

Результаты освоения курса естественно-научного направления
«Лаборатория измерений»
Личностные результаты:
1.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к
обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и
совершенствовании новых знаний;
2.
Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных,
творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение
дальнейшей индивидуальной траектории образования;
3.
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие
мировой науки;
4.
Формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности
в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к
элементу общечеловеческой культуры;
5.
Умение
контролировать
процесс
и
результат
учебной
и
исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;
6.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
7.
Формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных
ситуациях
8.
Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при
решении практических задач.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации;
4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;

5. Развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об
универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования
явлений и процессов;
7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в
других дисциплинах, в окружающей жизни;
8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения физических задач, и представлять её в понятной форме, принимать
решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной
информации;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость
их проверки;
11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать
в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни
человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры.
2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости
явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей
роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.
3.Формирование первоначальных представлений о физической сущности
явлений природы, видах материи, усвоение основных идей механики,
молекулярной физики, электродинамики, физики атома и атомного ядра.
4.Усвоение смысла физических законов, раскрывающих связь физических
явлений, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.
5.Формирование научного мировоззрения как результата изучения
фундаментальных законов физики; умения пользоваться методами научного
познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать
гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез;
планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные
измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений,
понимать неизбежность погрешностей любых измерений, оценивать границы
погрешностей измерений, представлять результаты измерений с помощью
таблиц, графиков и формул.
6.Обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы,
объяснять полученные результаты и делать выводы;
7.Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и
механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных
технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание
возможных причин техногенных и экологических катастроф;

8.Формирование умения применять теоретические знания по физике на
практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои
действия с применением полученных знаний законов механики; умения
пользоваться физическим текстом (анализировать, извлекать необходимую
информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением
математической терминологии и символики, проводить классификации,
логические обоснования;
9.Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам
содержания.
Содержание курса
Содержание программы «Лаборатория измерений» состоит в решении
проблемы организации внеурочной деятельности для детей, которые
интересуются науками естественно-научного направления. Программа
составлена таким образом, чтобы каждый ребенок самостоятельно приобретал
знания в образовательном процессе.
Темы:
Введение. Физика — наука о природе. Физические явления. Физические
свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические
величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры.
Методы научного познания. Методы эмпирического исследования.
Измерительные приборы. Физические приборы. Точность и погрешность
измерений.
Пространство и его свойства. Пространство как форма существования материи.
Строение вещества. Опыты, доказывающие сложное строение вещества.
Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в
газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества.
Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и
газов.
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное
движение. Скорость. Инерция. Физическая природа небесных тел Солнечной
системы.
Масса тела. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы
тела.
Время. Время как форма протекания физических процессов.
Температура. Температура как тепловая характеристика тела.
Давление. Определение давления бруска и цилиндра.
Глубоководный мир: обитатели и погружение. Подъем из глубин. Барокамера.
Покорение вершин. Изменение давления и самочувствие человека.

Выдающийся ученый Архимед. Мертвое море. Я использую рычаг, блок и
наклонную плоскость. Превращение энергии.
Тематическое планирование
Тема занятия

Количес

УУД

тво
часов
Личностные УУД: Формируется учебная
1.Физика — наука о

1

мотивация

природе. Физические

Познавательные УУД: Пробуют

явления. Физические

самостоятельно ставить перед собой цели

свойства тел.

Регулятивные УУД: Ставят учебную

Наблюдение и

задачу на основе соотнесения того, что

описание

уже известно и того, что еще неизвестно.

физических явлений.

Коммуникативные УУД: Позитивно

2.Физические

1

относятся к процессу общения.

величины.
Измерения
физических величин:
длины,

времени,

температуры.

Личностные УУД: Формулирование
3.Методы

научного

познания.

Методы

1

собственного мнения
Познавательные УУД: Владеют

эмпирического

операциями классификации

исследования.

Регулятивные УУД: Представляют
обнаруженные закономерности в
словесной форме или в виде таблиц
Коммуникативные УУД: Имеют навыки
конструктивного общения

4.Измерительные

1

приборы.
5.Лабораторная

Личностные УУД: Формирование
самостоятельности в приобретении

1

новых знаний

работа №1

Познавательные УУД: Самостоятельно

«Определение цены

создают алгоритмы деятельности при

деления

решении проблем творческого и

измерительного

поискового характера

прибора»

Регулятивные УУД: Составляют план и
последовательность действий
Коммуникативные УУД: Учатся
сотрудничать

5.Пространство и его

1

Личностные УУД: Формирование

свойства.

самостоятельности в приобретении

Лабораторная работа

новых знаний

№2 «Измерение

Познавательные УУД: Самостоятельно

размеров тел»

создают алгоритмы деятельности при

6.Лабораторная

1

решении проблем творческого и

работа№3

поискового характера

«Измерение

Регулятивные УУД: Составляют план и

размеров малых

последовательность действий

тел.»

Коммуникативные УУД: Продуктивное
взаимодействие в группе

7.Пространство и его

1

Личностные УУД: Формирование

свойства.

желания познавать новое

Лабораторная работа

Познавательные УУД: Организация

№4

учебной деятельности

«Измерение объемов

Регулятивные УУД: Составляют план и

тел»

последовательность действий
Коммуникативные УУД: Умение решать
проблемы, возникающие в ходе
групповой работы

8.Строение

1

Личностные УУД: Освоение приемов

вещества.

действий в нестандартной ситуации

9.Лабораторная

Познавательные УУД: Владение

работа №5

1

методами исследования в процессе

«Измерение

самостоятельной работы

размеров молекул»

Регулятивные УУД: Овладение

(по фотографиям)

универсальными способами деятельности
на примерах использования метода
научного познания

10. Лабораторная

1

Личностные УУД: Освоение приемов

работа №5

действий в нестандартной ситуации

«Наблюдение

Познавательные УУД: Владение

броуновского

методами исследования в процессе

движения»

самостоятельной работы
Регулятивные УУД: Овладение
универсальными способами деятельности
на примерах использования метода
научного познания

11.Механическое

1

Личностные УУД: Формирование

движение. Расчет

самостоятельности в приобретении

пути и времени

новых знаний

движения.

Познавательные УУД: Самостоятельно

12.Лабораторная

1

создают алгоритмы деятельности при

работа №7

решении проблем творческого и

«Измерение

поискового характера

параметров

Регулятивные УУД: Составляют план и

движения»

последовательность действий
Коммуникативные УУД: Продуктивное
взаимодействие в группе

13.Масса тела.
Лабораторная работа

1

Личностные УУД: Освоение приемов
действий в нестандартной ситуации

№8 «Измерение

Познавательные УУД: Владение

массы»

методами исследования в процессе
самостоятельной работы
Регулятивные УУД: Овладение
универсальными способами деятельности
на примерах использования метода
научного познания

14.Время.

1

Личностные УУД: Формирование

Лабораторная работа

самостоятельности в приобретении

№9 «Измерение

новых знаний

интервалов времени»

Познавательные УУД: Самостоятельно
создают алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Регулятивные УУД: Составляют план и
последовательность действий
Коммуникативные УУД: Продуктивное
взаимодействие в группе

15.Температура.

1

Личностные УУД: Формирование

История изобретения

самостоятельности в приобретении

термометра.

новых знаний

Температурные

Познавательные УУД: Самостоятельно

шкалы.

создают алгоритмы деятельности при

16.Лабораторная

1

решении проблем творческого и

работа №9

поискового характера

«Измерение

Регулятивные УУД: Составляют план и

температуры»

последовательность действий
Коммуникативные УУД: Учатся
сотрудничать

17.Лабораторная
работа№10

1

Личностные УУД: Формирование
самостоятельности в приобретении

«Определение массы

новых знаний

воздуха в классе.»

Познавательные УУД: Самостоятельно
создают алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Регулятивные УУД: Составляют план и
последовательность действий

18.Давление

1

твердого тела.
19.Решение задач на

Личностные УУД: Формирование
познавательных интересов,

1

интеллектуальных и творческих

расчет давления

способностей

твердого тела.

19Познавательные УУД:

20.Творческое

1

Самостоятельно создают алгоритмы

задание на

деятельности при решении проблем

составление и

творческого и поискового характера

решение задач на

Регулятивные УУД: Составляют план и

расчет давления

последовательность действий

твердого тела.

Коммуникативные УУД: Учатся

21.Примеры

1

применения
давления в природе и
технике на основе
сюжетов из
литературных
произведений.
22.Лабораторная

1

работа№11
«Определение
давления бруска и
цилиндра».
23. Лабораторная

1

публично выступать

работа№12
«Определение
давления человека
при ходьбе и стоя на
месте».
24.Давление

1

жидкости.
25. Лабораторная

Личностные УУД: Формирование
познавательных интересов,

1

интеллектуальных и творческих

работа№13

способностей

«Измерение

19Познавательные УУД:

давления внутри

Самостоятельно создают алгоритмы

жидкости на разной

деятельности при решении проблем

глубине».

творческого и поискового характера

26.Глубоководный

1

мир: обитатели.
27.Подъём из

Регулятивные УУД: Составляют план и
последовательность действий

1

глубин, погружение

Коммуникативные УУД: Учатся
публично выступать

барокамеры.

28.Выдающийся

1

ученый Архимед.
29.Простые

Личностные УУД: Формирование
познавательных интересов,

1

интеллектуальных и творческих

механизмы.

способностей

30. Лабораторная
работа №14
«Исследование: даёт
ли выигрыш в работе
наклонная
плоскость, рычаг,
блоки.

19Познавательные УУД:
1

Самостоятельно создают алгоритмы
деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера
Регулятивные УУД: Составляют план и
последовательность действий
Коммуникативные УУД: Учатся

публично выступать
31.Механическая

1

Личностные УУД: Формирование

энергия.

познавательных интересов,

Превращения

интеллектуальных и творческих

энергии.

способностей

32.Превращение

1

19Познавательные УУД:

энергии на примере

Самостоятельно создают алгоритмы

работы детских

деятельности при решении проблем

игрушек.

творческого и поискового характера

33.Экскурсия в

1

пожарную часть.

Регулятивные УУД: Составляют план и
последовательность действий
Коммуникативные УУД: Учатся
публично выступать

Итого

34

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ

7 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1.1
1.2

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
использовать изученные понятия
различать явления по описанию их характерных свойств и на основе
опытов, демонстрирующих данное физическое явление
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем

1.3

мире, в том числе физические явления в природе, при этом переводить
практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства
(признаки) физических явлений
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя
физические величины, при описании правильно трактовать физический

1.4

смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических
величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину
с другими величинами, строить графики изученных зависимостей
физических величин
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя

1.5

изученные законы, при этом давать словесную формулировку закона и
записывать его математическое выражение
объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в
контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять

1.6

причинно-следственные связи, строить объяснение из 1 – 2 логических
шагов с опорой на 1 – 2 изученных свойства физических явлений,
физических закона или закономерности
решать расчётные задачи в 1 – 2 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи

1.7

записывать краткое условие, подставлять физические величины в
формулы

и

проводить

расчёты,

находить

справочные

данные,

необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной
13

физической величины
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
1.8

методов, в описании исследования выделять проверяемое предположение
(гипотезу),

различать

и

интерпретировать

полученный

результат,

находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических
1.9

свойств тел: формулировать проверяемые предположения, собирать
установку из предложенного оборудования, записывать ход опыта и
формулировать выводы
выполнять прямые измерения с использованием аналоговых и цифровых

1.10

приборов, записывать показания приборов с учётом заданной абсолютной
погрешности измерений
проводить исследование зависимости одной физической величины от
другой с использованием прямых измерений, участвовать в планировании

1.11

учебного исследования, собирать установку и выполнять измерения,
следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и
графиков, делать выводы по результатам исследования
проводить

1.12

косвенные

предложенной

измерения

инструкции:

при

физических
выполнении

величин,

измерений

следуя
собирать

экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины
1.13

соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием
указывать принципы действия приборов и технических устройств,
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических

1.14

устройств с помощью их описания, используя знания о свойствах
физических

явлений

и

необходимые

физические

законы

и

закономерности
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического
использования
1.15

физических

знаний

в

повседневной

жизни

для

обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде
осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в

1.16

соответствии с заданным поисковым запросом, на основе имеющихся
знаний и путём сравнения различных источников выделять информацию,
14

которая является противоречивой или может быть недостоверной
использовать при выполнении учебных заданий научнопопулярную
1.17

литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы
сети

Интернет,

владеть

приёмами

конспектирования

текста,

преобразования информации из одной знаковой системы в другую
создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на
основе 2 – 3 источников информации физического содержания, в том
1.18

числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или
учебных исследований, при этом грамотно использовать изученный
понятийный

аппарат

курса

физики,

сопровождать

выступление

презентацией
при выполнении учебных проектов и исследований распределять
обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить
1.19

за выполнением плана действий, адекватно оценивать собственный вклад
в деятельность группы, выстраивать коммуникативное взаимодействие,
учитывая мнение окружающих

8 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1.1
1.2

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
использовать понятия
различать явления по описанию их характерных свойств и на основе
опытов, демонстрирующих данное физическое явление
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем

1.3

мире, в том числе физические явления в природе, при этом переводить
практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства
(признаки) физических явлений
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя
физические величины, при описании правильно трактовать физический

1.4

смысл используемых величин, обозначения и единицы физических
величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину
с другими величинами, строить графики изученных зависимостей
физических величин

1.5

характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя
15

изученные законы, при этом давать словесную формулировку закона и
записывать его математическое выражение
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте
ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно1.6

следственные связи, строить объяснение из 1 – 2 логических шагов с
помощью 1 – 2 изученных свойства физических явлений, физических
закона или закономерности
решать расчётные задачи в 2 – 3 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи

1.7

записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения
задачи, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения,
проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической
величины с известными данными
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических

1.8

методов, используя описание исследования, выделять проверяемое
предположение,

оценивать

правильность

порядка

проведения

исследования, делать выводы
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических
1.9

свойств тел: формулировать проверяемые предположения, собирать
установку из предложенного оборудования, описывать ход опыта и
формулировать выводы
выполнять прямые измерения с использованием аналоговых приборов и

1.10

датчиков физических величин, сравнивать результаты измерений с
учётом заданной абсолютной погрешности
проводить исследование зависимости одной физической величины от
другой с использованием прямых измерений: планировать исследование,

1.11

собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному
плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и
графиков, делать выводы по результатам исследования
проводить косвенные измерения физических величин: планировать

1.12

измерения,

собирать

экспериментальную

установку,

следуя

предложенной инструкции, и вычислять значение величины
1.13

1.14

соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических
устройств с опорой на их описания, используя знания о свойствах
16

физических явлений и необходимые физические закономерности
распознавать простые технические устройства и измерительные приборы
1.15

по схемам и схематичным рисункам, составлять схемы электрических
цепей с последовательным и параллельным соединением элементов,
различая условные обозначения элементов электрических цепей
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического
использования

1.16

физических

знаний

в

повседневной

жизни

для

обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде
осуществлять поиск информации физического содержания в сети

1.17

Интернет,

на

основе

имеющихся

знаний

и

путём

сравнения

дополнительных источников выделять информацию, которая является
противоречивой или может быть недостоверной
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную

1.18

литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы
сети

Интернет;

владеть

приёмами

конспектирования

текста,

преобразования информации из одной знаковой системы в другую
создавать собственные письменные и краткие устные сообщения,
обобщая
1.19

информацию

из

нескольких

источников

физического

содержания, в том числе публично представлять результаты проектной
или исследовательской деятельности, при этом грамотно использовать
изученный

понятийный

аппарат

курса

физики,

сопровождать

выступление презентацией
при

выполнении

учебных

проектов

и

исследований

физических

процессов распределять обязанности в группе в соответствии с
1.20

поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и
корректировать

его,

адекватно

оценивать

собственный

вклад

в

деятельность группы, выстраивать коммуникативное взаимодействие,
проявляя готовность разрешать конфликты

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

7 КЛАСС
17

Код
раздела

Код элемента

Проверяемые элементы содержания

ФИЗИКА И ЕЁ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Физика – наука о природе. Явления природы. Физические
1.1

явления:

механические,

тепловые,

электрические,

магнитные, световые, звуковые
Физические величины. Измерение физических величин.
1.2

Физические

приборы.

Погрешность

измерений.

Международная система единиц
Естественнонаучный
1

1.3

постановка
эксперимент

научного
по

метод

познания:

вопроса,

наблюдение,

выдвижение

проверке

гипотез,

гипотез,

объяснение

наблюдаемого явления
1.4

Описание физических явлений с помощью моделей
Практические работы:
###Par###Измерение расстояний.

1.5

###Par###Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.
###Par###Определение размеров малых тел.
###Par###Измерение

температуры

при

помощи

жидкостного термометра и датчика температуры
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА
###Par###Строение вещества: атомы и молекулы, их
2.1

размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение
вещества
###Par###Движение частиц вещества. Связь скорости

2.2

движения частиц с температурой. Броуновское движение,
диффузия

2

2.3

Взаимодействие частиц вещества: притяжение и
отталкивание
###Par###Агрегатные состояния вещества: строение газов,

2.4

жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел. Взаимосвязь
между

свойствами

веществ

в

разных

агрегатных

состояниях и их атомно-молекулярным строением
2.5
2.6

Особенности агрегатных состояний воды
Практические работы:
###Par###Оценка диаметра атома методом рядов (с
18

использованием фотографий).
###Par###Опыты по наблюдению теплового расширения
газов.
###Par###Опыты

по

обнаружению

действия

сил

молекулярного притяжения
ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ
3.1

3.2

Механическое движение. Равномерное и неравномерное
движение
###Par###Скорость. Средняя скорость при неравномерном
движении. Расчёт пути и времени движения
Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как

3.3

причина изменения скорости движения тел. Масса как мера
инертности тела

3.4
3.5
3.6

3.7
3
3.8

3.9

###Par###Плотность

вещества.

Связь

плотности

с

количеством молекул в единице объёма вещества
Сила как характеристика взаимодействия тел
Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью
динамометра
###Par###Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести
на других планетах. Вес тела. Невесомость
Сила трения. Трение скольжения и трение покоя. Трение в
природе и технике
###Par###Сложение сил, направленных по одной прямой.
Равнодействующая сил
Практические работы:
Определение скорости равномерного движения (шарика в
жидкости, модели электрического автомобиля и так далее).
Определение средней скорости скольжения бруска или

3.10

шарика по наклонной плоскости. Определение плотности
твёрдого тела. Опыты, демонстрирующие зависимость
растяжения (деформации) пружины от приложенной силы.
Опыты,

демонстрирующие

зависимость

силы

трения

скольжения от веса тела и характера соприкасающихся
поверхностей
3.11

Физические явления в природе: примеры движения с
19

различными скоростями в живой и неживой природе,
действие силы трения в природе и технике
3.12

Технические устройства: динамометр, подшипники

ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ
4.1

4.2

4.3

Давление

твёрдого

Способы

уменьшения

и

увеличения давления
Давление газа. Зависимость давления газа от объёма,
температуры
Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами.
Закон Паскаля. Пневматические машины
Зависимость

4.4

тела.

давления

Гидростатический

жидкости

парадокс.

от

глубины.

Сообщающиеся

сосуды.

Гидравлические механизмы
Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины
4.5

существования
Торричелли.

воздушной

Зависимость

оболочки

Земли.

атмосферного

Опыт

давления

от

высоты над уровнем моря
4.6
4
4.7
4.8

Измерение

атмосферного

давления.

Приборы

для

измерения атмосферного давления
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.
Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда
Плавание тел. Воздухоплавание
Практические работы:
Исследование зависимости веса тела в воде от объёма
погружённой

в

жидкость

части

тела.

Определение

выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое
в жидкость. Проверка независимости выталкивающей
4.9

силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела.
Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей
силы, действующей на тело в жидкости, от объёма
погружённой в жидкость части тела и от плотности
жидкости.

Конструирование

конструирование

лодки

и

ареометра
определение

или
её

грузоподъёмности
4.10

Физические явления в природе: влияние атмосферного
20

давления на живой организм, плавание рыб
Технические
4.11

устройства:

сообщающиеся

сосуды,

устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр,
барометр, высотомер, поршневой насос, ареометр

РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ
5.1

Механическая работа

5.2

Механическая мощность

5.3
5.4

Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость.
Правило равновесия рычага
Применение правила равновесия рычага к блоку
«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного

5.5

действия механизмов. Простые механизмы в быту и
технике

5.6

Потенциальная энергии тела, поднятого над Землёй

5.7

Кинетическая энергия

5
5.8

Полная

механическая

энергия.

Закон

изменения

силы

трения

и

сохранения механической энергии
Практические работы:
###Par###Определение

5.9

равномерном

работы

движении

тела

по

при

горизонтальной

поверхности. Исследование условий равновесия рычага.
Измерение КПД наклонной плоскости. Изучение закона
сохранения механической энергии

5.10

5.11

Физические явления в природе: рычаги в теле человека
Технические

устройства:

неподвижный

блоки,

рычаг,

наклонная

подвижный

плоскость,

и

простые

механизмы в быту

8 КЛАСС
Код
раздела

Код элемента

Проверяемые элементы содержания

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
6
6.1

Основные положения молекулярно-кинетической теории
строения вещества. Масса и размеры молекул. Опыты,
21

подтверждающие

основные

положения

молекулярнокинетической теории
6.2

6.3

Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний
вещества. Кристаллические и аморфные тела
Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на
основе положений молекулярнокинетической теории

6.4

Смачивание и капиллярные явления

6.5

Тепловое расширение и сжатие

6.6

6.7

6.8
6.9
6.10

6.11

Температура. Связь температуры со скоростью теплового
движения частиц
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней
энергии: теплопередача и совершение работы
Виды

теплопередачи:

теплопроводность,

конвекция,

излучение
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества
Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового
баланса
Плавление и отвердевание кристаллических веществ.
Удельная теплота плавления
Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение.

6.12

Удельная

теплота

парообразования.

Зависимость

температуры кипения от атмосферного давления
6.13

Влажность воздуха

6.14

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
Принципы работы тепловых двигателей КПД теплового

6.15

двигателя. Тепловые двигатели и защита окружающей
среды

6.16

Закон сохранения и превращения энергии в тепловых
процессах
Практические работы:

6.17

###Par###Опыты

по

обнаружению

действия

сил

молекулярного притяжения.
###Par###Опыты по выращиванию кристаллов поваренной
22

соли или сахара.
###Par###Опыты по наблюдению теплового расширения
газов, жидкостей и твёрдых тел.
###Par###Определение

давления

воздуха

в

баллоне

шприца.
###Par###Опыты,

демонстрирующие

зависимость

давления воздуха от его объёма и нагревания или
охлаждения.
###Par###Проверка

гипотезы

линейной

зависимости

длины столбика жидкости в термометрической трубке от
температуры.
###Par###Наблюдение изменения внутренней энергии
тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.
###Par###Исследование

явления

теплообмена

при

смешивании холодной и горячей воды.
###Par###Определение количества теплоты, полученного
водой при теплообмене с нагретым металлическим
цилиндром.
###Par###Определение удельной теплоёмкости вещества.
###Par###Исследование процесса испарения.
###Par###Определение относительной влажности воздуха.
###Par###Определение удельной теплоты плавления льда.
Физические явления в природе: поверхностное натяжение
6.18

и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе,
излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы;
образование росы, тумана, инея, снега.

6.19

Технические

устройства:

капилляры,

примеры

использования

кристаллов,

жидкостный

термометр,

датчик температуры, термос, система отопления домов,
гигрометры, психрометр, паровая турбина, двигатель
внутреннего сгорания.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
7

7.1

Электризация тел. Два рода электрических зарядов

7.2

Взаимодействие
23

заряженных

тел.

Закон

Кулона

(зависимость силы взаимодействия заряженных тел от
величины зарядов и расстояния между телами)
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля.
7.3

Принцип

суперпозиции

электрических

полей

(на

качественном уровне)
Носители
7.4

электрических

зарядов.

Элементарный

электрический заряд. Строение атома. Проводники и
диэлектрики

7.5
7.6

7.7

7.8

7.9
7.10
7.11

7.12

7.13

7.14

7.15

7.16

Закон сохранения электрического заряда
Электрический

ток.

Условия

существования

электрического тока. Источники постоянного тока
Действия электрического тока (тепловое, химическое,
магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах
Электрическая

цепь.

Сила

тока.

Электрическое

напряжение
Сопротивление

проводника.

Удельное

сопротивление

вещества
Закон Ома для участка цепи
Последовательное

и

параллельное

соединение

проводников
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля –
Ленца
Электрические цепи и потребители электрической энергии
в быту. Короткое замыкание
Постоянные

магниты.

Взаимодействие

постоянных

магнитов
Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение
для жизни на Земле
Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока.
Применение электромагнитов в технике
Действие магнитного поля на проводник с током.

7.17

Электродвигатель

постоянного

тока.

Использование

электродвигателей в технических устройствах и на
24

транспорте
7.18

Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции.
Правило Ленца
Электрогенератор. Способы получения электрической

7.19

энергии. Электростанции на возобновляемых источниках
энергии
Практические работы:
Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при
соприкосновении.
Исследование

действия

электрического

поля

на

проводники и диэлектрики.
Сборка

и

проверка

работы

электрической

цепи

постоянного тока.
Измерение и регулирование силы тока.
Измерение и регулирование напряжения.
Исследование зависимости силы тока, идущего через
резистор, от сопротивления резистора и напряжения на
резисторе.
Опыты, демонстрирующие зависимость электрического
7.20

сопротивления проводника от его длины, площади
поперечного сечения и материала.
Проверка

правила

сложения

напряжений

при

последовательном соединении двух резисторов. Проверка
правила для силы тока при параллельном соединении
резисторов. Определение работы электрического тока,
идущего

через

электрического

резистор.
тока,

Определение

выделяемой

на

мощности
резисторе.

Исследование зависимости силы тока, идущего через
лампочку, от напряжения на ней. Определение КПД
нагревателя. Исследование магнитного взаимодействия
постоянных

магнитов.

Изучение

магнитного

поля

постоянных магнитов при их объединении и разделении.
Исследование действия электрического тока на магнитную
стрелку. Опыты, демонстрирующие зависимость силы
25

взаимодействия катушки с током и магнита от силы тока и
направления

тока

в

катушке.

Изучение

действия

магнитного поля на проводник с током. Конструирование
и изучение работы электродвигателя. Измерение КПД
электродвигательной установки. Опыты по исследованию
явления

электромагнитной

индукции:

исследование

изменений значения и направления индукционного тока
Физические явления в природе: электрические явления в
7.21

атмосфере, электричество живых организмов, магнитное
поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для
жизни на Земле, полярное сияние
Технические
вольтметр,

7.22

устройства:
реостат,

счётчик

электроосветительные
электроприборы
предохранители,

электроскоп,

амперметр,

электрической

приборы,
(примеры),

электромагнит,

энергии,

нагревательные
электрические
электродвигатель

постоянного тока, генератор постоянного тока

Учебно-методическое обеспечение.
1.И.Г.Антипин. Экспериментальные задачи по физике М; Просвещение.1988
2.В.А.Буров, С.Ф.Кабанов. Фронтальные экспериментальные задания по
физике. Москва «Просвещение» 1981
3. Кац Ц.Б. " Биофизика на уроках физике". М; Просвещение.1988.
4.А.В.Перышкин, В.П.Чемакин.
Просвещение.1998.

Факультативный

курс

физики

М;

5. Тарасов Л.В. Физика в природе.- М; "Вербум - М" 2002.
Программное обеспечение.
1. Открытая физика. Часть II. Электричество и магнетизм. Оптика.
2. Квантовая физика.- Г. Долгопрудный: ООО "Физикон", 1997.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000.- М.: Кирилл и Мефодий,
1999.
26

Литература для учителя
1. Программы ориентационных курсов по предпрофильной подготовке
учащихся. Воронеж,2005.
2. Конструктор элективных курсов. Ориентационные курсы М; 2006.
3. Ламырева Н.А. Проектная деятельность учащихся. В; "Учитель", 2008г.
Литература для обучающихся.
1. Блудов М.И. Беседы по физике.- М; Просвещение, 1980.
2. Горелов Л.А. Занимательные опыты по физике.- М; Просвещение, 1985.
3. Дерягин Б.В. Что такое трение.- М; Просвещение,1986.
4. Мощанский В.Н. История физики в средней школе. - М; Просвещение,1981.
5. Перельман Я. И. Занимательная физика.- М; " АСТ" 2005.
6. Уокер Дж. Физический фейерверк - М; "Мир", 1989.
7. Русские народные сказки, пословицы, поговорки.
Интернет ресурсы
1. Библиотека – всё по предмету «Физика». http://www.proshkolu.ru
2. Видеоопыты на уроках. http://fizika-class,narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://schoolcollection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; наглядные пособия к
урокам. http://class-fizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. http://www.openclass.ru
6. Электронные учебники по физике. http://www.fizika.ru

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».