Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности За страницами учебника биологии

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:


Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в

Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;


Федеральный государственный образовательный стандарт;



письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255

«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»;


приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О

внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;


методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо

Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;


письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О

рабочих программах учебных предметов»;
На сегодняшний день очевидны проблемы здоровья граждан России. Именно
общество в лице образовательных учреждений формирует систему приоритетов и
ценностей, определенный стиль жизни, так называемые социально одобряемые
нормы поведения. Поэтому если учащийся не очень понимает необходимость
сохранения своего здоровья, то задача образовательного учреждения состоит в
разъяснении того, что ты сам в состоянии ответить за свое будущее и твоя
успешность напрямую зависит от состояния твоего здоровья. Необходимо найти
новые формы пропаганды и внедрения ценностей здорового образа жизни, культуры
здоровья, выработать новую систему социально-культурных ценностей, в которой
здоровье будет одним из основных личностных приоритетов.
Также предлагаемый курс внеурочной деятельности может поддержать и
углубить знания по биологии (анатомии человека), валеологии. Он поможет
проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей
профессии выпускника. Курс проводится в виде лекционно-практическихисследовательских занятий с оформлением содержания занятия в рабочих тетрадях.

В

течение

всего

дополнительной

курса

внеурочной

литературой,

деятельности

оформляют

учащиеся

полученные

работают

сведения

в

с

виде

реферативных работ, проектов и т.д. В конце курса проводится конференция, где
школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме.
Для профориентации на такие конференции могут приглашаться медицинские
работники.
Предусмотрено

ознакомление

с

приёмами

оказания

доврачебной

помощи,

повышающие понимание важности выполняемого дела.
Программа имеет прикладное значение – профориентации. Ребята также могут
посещать курс с целью получения элементарных знаний об основных вопросах
медицины, физиологии и гигиены, о способах сохранения и укрепления здоровья,
особенностях влияния вредных привычек и окружающей среды на здоровье
человека, навыков оказания первой помощи.
Результатом изучения курса: "За страницами учебника биологии" является
урок-зачет с элементами практических заданий, где проверяется не только
теоретическое знание вопросов, но и практические навыки, полученные на занятиях
курса.Или итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском
занятии, либо защитить проект или исследовательскую работу по какой-либо
тематике.
Цель: Формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и
здоровью окружающих людей, развитиекультуры здорового образа жизни и
расширение кругозора в области медицины.
Практические задачи данной программы:


обеспечение необходимых условий для личностного развития, повышение
мотивации для укрепление своего здоровья;



адаптация их к жизни в обществе;



формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа
жизни;

Учебно-воспитательные задачи следующие:



сознание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе;



развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе
реализации программы;



формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.



повышение мотивации к изучению предмета «Анатомия человека»



Датьобучающимся знания и обучить практическим навыкам оказания первой
доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях.

В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический
материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии
разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости
процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных
факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на
активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.
Ожидаемые результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости обучающихся.
2. Формирование культуры здорового образа жизни.
3. Осознанный выбора детьми здорового образа жизни.
Проверка ожидаемых результатов:
1. Конкурс для обучающихся на составление собственной программы здоровья.
2. Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у данной категории подростков для
выявления отношения их к алкоголю и других вредных привычек.
3. Защита мини – проектов «Программа моего здоровья».
4. Оказание первой доврачебной помощи.
Программа способствует формированию у школьников следующих видов
универсальных учебных действий.
Личностные УУД:


Самоопределение.



Смыслообразование.



Самооценка и личностное самосовершенствование.



Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:


Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.



Высказыватьсвои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по
предложенному учителем плану.



Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.

Познавательные УУД:


Делать предварительный отбор источников информации:



Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.



Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате
совместной работы всего класса.



Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)

Коммуникативные УУД:


Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).



Слушать и понимать речь других.



Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Метапредметные:
 проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 систематизировать и обобщать разные виды информации;
 составлять план выполнения учебной задачи;
 осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;

 организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной
деятельности;
 работать с различными источниками информации.
 устанавливать взаимосвязи здоровья и образа жизни; воздействие природных
и социальных факторов на организм человека;

влияние факторов

окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
 систематизировать

основные условия сохранения здоровья; факторы,

укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;
Виды деятельности: организационно – деятельностные игры, викторины, выпуск
буклетов, защита проектов, беседы, исследования,лекции.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельности происходит путем ведения «Дневника здоровья».
Планируемые результаты
Школьники приобретут знания об основных вопросах медицины, физиологии и
гигиены, особенностях влияния вредных привычек на здоровье, особенностях
воздействия двигательной активности на организм человека, основах рационального
питания, о “полезных” и “вредных” продуктах, о значении режима питания,
способах сохранения и укрепление здоровья. Осуществляетпоиск и выделяет
конкретную информацию с помощью учителя. Используетсредства профилактики
ОРЗ, ОРВИ и др.болезней. Определяет благоприятные факторы, воздействующие на
здоровье. Заботиться о своем здоровье.Использует навыки элементарной
исследовательской деятельности в своей работе. Оказывает первую медицинскую
помощь. Задает вопросы, для организации собственной деятельности. Знает
основные (самые распестрённые) болезни систем органов, клинику и профилактику
болезней человека, источники инфекции, профилактическиепрививки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п Название темы
\п

Количес
тво
часов

Количеств
о
практическ
их и

2
2
2
1
2
1

7
8
9
10
11
12
13

Введение
Окружающая среда и здоровье.
Экстремальные факторы.
Режим дня.
Вредные привычки
Влияние физкультуры и спорта на организм
человека.
Питание и здоровье.
Диагностические процедуры больных
Бактерии, вирусы и человек.
Прививки и вакцины.
Заболевания опорно-двигательной системы.
Основные болезни сердечно - сосудистой системы.
Дыхательная система

лабораторн
ых работ
1
2
0
1
1
1

2
1
4
1
2
2
1

2
0
1
0
3
1
1

14

Заболевания пищеварительной системы

1

0

15
16
17
18
19
20
21
22
23

Заболевания выделительной системы.
Распространенные заболевания нервной системы
Уход и профилактика болезней кожи.
Болезни зрительного анализатора.
Болезни слухового анализатора.
Наследственные болезни.
Иммуномодуляторы
Народная медицина.
Итоговое занятие профориентационной
направленности.
ИТОГО

1
1
2
1
1
1
1
1
1

0
0
2
1
0
0
0
0
0

34

17

1
2
3
4
5
6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п Название занятия
\п
.Понятие здоровья. Продолжительность
1
жизни людей. Календарный и биологический
возраст.
2

Биологические науки, изучающие организм
человека: валеология, геронтология,
биометеорология, анатомия, физиология,
гигиена и психология
человека.Практическая работа № 1.
Составление рекомендаций
метеозависимым людям.

Видеофильм
ы, проекты.
Просмотр
видеофильма
«Ключи от
долголетия»

коррекция

3

4

5

6

7

8

9

10

Почему смена погоды влияет на состояние
здоровья человека. Повышение и снижение
атмосферного давления.
Как влияют перепады температуры на
состояние здоровья человека. Магнитные
бури.
Практическая работа № 2. Составление
рекомендаций людям, подверженных
влиянию магнитных бурь.
Проблема загрязнения воздуха. Воздух жилых
помещений.
Вода и здоровье. Основные источники
загрязнения воды. Минеральная вода,
показания к применению.Лабораторная
работа №1. Какие заболевания
провоцирует загрязнение воздуха.
Влияние перегрузок и невесомости на
Просмотр
организм человека
видеофильма
«Человек в
космосе»
Электрические и магнитные поля и их
Просмотр
влияние на человека.
видеофильма
Радиация. Рентгеновское излучение.
«Чем опасна
радиация».
Режим дня. Биологические ритмы.
Роль сна на здоровье человека. Сколько
должен спать человек. Нарушение
сна.Практическая работа № 3.Разработка
собственного режима дня с учетом
школьных занятий и подготовки Д/З.
Влияние алкоголя и никотина на организм
человека и последствия. Алкоголизм.
Табакокурение.
Электронные сигареты - вредно или нет.
Наркотики и наркомания. Влияние
Просмотр
наркотиков на организм человека в
видеофильма
подростковом возрасте.
«Вредные
привычки как
разрушители
здоровья»
Значение физической активности в
современном обществе. Укрепление и
развитие опорно-двигательного аппарата и
нервной системы. Влияние физической
активности на укрепление дыхательной и
кровеносной системы.
Повышение иммунитета и качественные
изменения в составе крови. Практическая

11

12

13

14

15

16

работа № 4. Измерение жизненного объема
легких у тренированного и
нетренированного человека.
Понятие о правильном питании и режиме
приема пищи. Практическая работа № 5.
Составление индивидуального рациона
питания.
Химический состав пищи. Калорийность.
Сбалансированное питание – залог здоровья.
Роль витаминов в обмене веществ.
Практическая работа № 6. Расчет
калорийности обеда.
Лечебные и диагностические процедуры.
Клинические анализы и их расшифровка.
Общие сведения об инфекциях. Источники
заражения и пути их передачи. Сроки
инкубационного периода некоторых И.Б.
Сроки изоляции больных и средства защиты
(пути) лиц, обращающихся с ними.
Бактерии - возбудители болезней:
скарлатины, коклюша, ангины, пневмонии,
чумы, ботулизма, туберкулеза – клиника,
лечение и профилактика.
Практическая работа № 7. Выращивание
бактерии- картофельной палочки.
Вирусы, возбудители болезней: краснухи,
ветрянки, свинки, гриппа, СПИДа - клиника,
лечение и профилактика.

17

Антибиотики, их влияние на организм
человека.

18

Активная и пассивная иммунизация.
Профилактические прививки. Виды
вакцинации. Как изготавливают вакцины.

19

Возрастные изменения в опорнодвигательном аппарате. Клиника и признаки
заболевания артроза, радикулита,
остеохондроза, сколиоза, плоскостопия.
Практическая работа №8 «Диагностика
плоскостопия и сколиоза».Практическая
работа №9 «Разработка мер по
профилактике сколиоза в школе и дома»
Травмы: растяжения, вывихи, переломы и
оказание первой помощи.

20

Просмотр
видеофильма
«Вакцина»

21

22

23

24

25

26

Практическая№10. «Наложение шины при
переломах»
Возрастные изменения в сердечно сосудистой системе, Изменение
кровообращения.
Клиника и признаки заболевания
ишемической болезни сердца, гипертонии,
гипотонии, артериосклероза. Практическая
работа№11. Измерение артериального
давления.
Профилактика и лечение инфаркта миокарда,
инсульта, анемии.
Кровотечения, оказание первой
помощи.Практическая работа
№12.Наложение стерильных повязок на
голову, грудь, живот, конечности.
Наложение жгута при кровотечениях.\
Возрастные изменения дыхательной системы.
Причины возникновения и признаки
заболевани. Клиника и признаки заболевания
ринита, ОРЗ, гайморита, горной
болезни.Клиника и признаки заболевания
бронхиальной астмой, пневмонией, раком
легких, туберкулезом.
Практическая работа №13. «Измерение
ЖОЛ». «Оказание первой помощи при
остановке дыхания»
Клиника и профилактика болезней
желудочно-кишечного тракта: гастрита, язвы
желудка, дисбактериоза, панкреатита,
холецистита.
Симптомы и лечение аппендицита, цирроза
печени. Неправильное пищевое поведение –
анерексия.
Симптомы и причины развития цистита и
почечнокаменной болезни.
Возрастные изменения нервной системы.
Симптомы и клиника течения амнезии,
мигрени, рака головного мозга,
комы.Признаки эпилепсии, менингита,
стресса и депрессии. Заболевания, связанные
с задержкой психологического развития у
детей: ЗПР и олигофрения

Просмотр
видеофильма
«Живая еда»

Просмотр
видеофильма
«Искусственн
ая почка»

27

28

29

30

31
32

34

Причины, профилактика и симптомы
дерматита, герпеса, меланомы, псориаза,
грибковых заболеваний. Как избавиться от
веснушек, бородавок и угрей. Какие
проблемы кожи можно решить с помощью
масок? Различные виды масок.
Уход за кожей. Способствует ли солярий
развитию рака кожи. Какой должна быть
подростковая косметика. Уход за ногтями и
волосами.
Практическая работа №14. Определение
типа кожи и подбор крема по уходу за
кожей лица.
Обморожения и ожоги их классификация.
Практическая работа №15. Оказание
первой помощи при ожогах и
обморожениях.
Возрастные изменения органов зрения.
Особенности развития болезни: катаракта,
глаукома, отслоение сетчатки.
Причины, профилактика и симптомы
близорукости, дальнозоркости,
конъюнктивита. Практическая работа №16.
Определение остроты зрения по таблице.
Зарядка для глаз.
Возрастные изменения органов слуха.
Причины, профилактика и симптомы
синусита, отита. серной пробки, тугоухости.
Причины возникновения и симптомы
гемофилии, дальтонизма, синдрома Дауна.
Современные иммуномодуляторы, можно ли
применять без рецепта врача?
Проблемы современной иммунологии,
аллергии и генетики.

Этика и деонтология в медицине.

Просмотр
видеофильма
(советы врача)
«Подростковы
е угри»

Исследователь
ская работа:
«Проблемы
современной
иммунологии,
аллергии и
генетики».

Литература: (для учителя)
1. Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт –
т. Факт. Здоровья. № 7).
2. Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.
3. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как
вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
4. Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.:
АНС, 1992 – 400с.
5. Ресурсы Интернета.
6. Электронные и энциклопедические справочники.
7. Основы медицинских знаний. Е.Е. Тен. Москва. Издательство «Мастерство»
2002 год.
8. Основы медицинских знаний. Семейная академия. Р.В. Овчарова. Вопросы и
ответы. Москва. «Просвещение». Учебная литература.1996 год
9. Основы медицинских знаний учащихся. Пробный учебник для средних
учебных заведений, под редакцией М.И. Гоголева. Москва. «Просвещение»
1991год.
Литература: (для детей)
1. Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство
Астрель”, 2001 – 320с.
2. Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
3. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”.
М.; Аванта + , 2002. – 640с.
4. Детская энциклопедия. Т. 18. Человек. «Аванта +» Москва, 2002 год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».