Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Театральная студия Малденький принц

Пояснительная записка
В системе образования нашей страны дети всех возрастов имеют
возможность заниматься художественным творчеством в дополнительном
образовании. Дополнительное образование художественной направленности
занимает уникальную и универсальную нишу, обеспечивающую механизмы
непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
Дети должны уметь петь, рисовать, танцевать. В этом великая сила
приобщения детей к искусству. Это реализует культурные права детей, активный
рост художественного развития и эстетического воспитания.
Художественная направленность остается лидирующей по охвату детей во
всех типах образовательных организаций. Художественное творчество востребовано
детьми и семьями во всех регионах страны, в равной степени в мегаполисах, городах
и селах. Художественное творчество сегодня выбирают более 4,5 миллионов детей,
массовый характер вовлеченности говорит о неисчерпаемом потенциале детства
искусства для детского творчества.
В настоящее время у школьников наибольшим спросом и интересом
пользуются такие жанры творчества, как декоративно-прикладное искусство,
хореография, вокал, изобразительное искусство и театр.
Школьный театр как традиционная форма организации коллективного
детского художественного творчества всегда имела значимость в развитии и
воспитании детей. В истории развития отечественной школы на разных этапах
можно встретить лучшие образцы обучения и воспитания детей посредством
приобщения к театральному искусству: и как зрителей, и как создателей детских
спектаклей, и как участников театрального творчества.
Синтетичность и коллективность театрального искусства, соединение в
театре нескольких видов искусств: литературы, музыки, хореографии, сценографии,
актерского искусства позволяют театру выполнять колоссальную воспитательную
миссию.
Во всех школьных моделях прошлого можно найти место театра: и в
Царскосельском лицее, и в школе Сухомлинского, и в школе Макаренко, и сегодня в
российских школах действуют школьные театры, в которых артистами и зрителями
являются дети.
И для воспитания современного школьника театр является настоящей
кафедрой, по меткому выражению Николая Васильевича Гоголя, с которой, «можно
сказать миру много добра».
Постановки детских спектаклей на школьной сцене, опора на
классическую драматургию, детские пьесы для любых возрастных категорий детей
незаменимы и в настоящее время. Театр – важнейший ресурс для выявления и
развития талантов и одаренностей в каждом ребенке. Театр выступает
инструментом формирования детского коллектива, командного единения на основе

качественного репертуара, ведь постановка спектакля с детьми – это системный
педагогический процесс.
Совершенно закономерно, что значимость коллективного театрального
творчества была поддержана Президентом нашей страны, и эта государственная
поддержка сформирована в Поручении Президента Российской Федерации В.В.
Путина по итогам встречи со школьниками в ВДЦ «Океан» 1 сентября 2021 г. (№
Пр-1806 от 24 сентября 2021 г.) о развитии и поддержке школьных театров.
С 2021 года в рамках деятельности Минпросвещения России совместно с
Минкультуры России, Российским Движением школьников, Театральным
институтом имени Б. Щукина развернута системная работа по созданию школьных
театров.
На начало 2022 года в школах страны было создано свыше 11000
школьных театров, количество которых имеет устойчивый рост (на 31 июля 2022
года зарегистрировано свыше 17000 школьных театров). Распространенность
театрального творчества детей в общеобразовательных организациях более 60 %.
Наибольшее количество образовательных организаций, которые активно реализуют
театральное творчество детей, выявлено в Московской области (524), СанктПетербурге (409), Ростовской области (367).
Минпросвещения России ежегодно проводит социально значимые
мероприятия для детей и юношества, фестивали и конкурсы художественного
творчества. В 2022 году было установлено значительное увеличение количества
обучающихся, участвующих в конкурсных мероприятиях на школьных и
муниципальных этапах за счет внедрения цифровых платформ. 140 тыс. детей
приняли во Всероссийском детском фестивале народной культуры «Наследники
традиций», 150 тыс. участников - во Всероссийской акции «Я-гражданин России»,
550 тыс. участников - в Большом всероссийском фестивале детского и юношеского
творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с
международным участием).
С учетом новых вызовов, задач и механизмов развития, школьный театр
должен стать лидером развития художественного творчества школьников, школой
развития эмоционального интеллекта, самоактуализации, формирования гибких 4
навыков, воспитания и развития личностного потенциала.
Внедрение федеральной и региональных межведомственных дорожных
карт по созданию и развитию школьных театров в целом в стране и в каждом
субъекте Российской Федерации на 2021-2024 гг. позволит открыть школьный театр
в каждой школе. А вместе с этим, каждый российский школьник сможет
прикоснуться к театральному творчеству как участник, создатель и зритель детских
спектаклей, инсценировок, зрелищных форм коллективной творческой
деятельности.
Всероссийский перечень (реестр) школьных театров
По результатам проведенного мониторинга, ФГБУК «ВЦХТ» с мая 2022
года осуществляет работу по формированию и наполнению Всероссийского перечня
(реестра) школьных театров (далее – Реестр), размещенного на официальном сайте
ФГБУК «ВЦХТ» http://vcht.center .

Сведения о школьных театрах, включаемые во всероссийский перечень
(реестр) школьных театров http://vcht.center/perechen-shkolnih-teatrov/. Анкета на
включение
школьного
театра
в
перечень
(реестр)
https://forms.yandex.ru/u/626af2423797a206863c2cea/
Реестровый номер школьного театра — 23-1453603782
Название организации и школьного театра — муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
Невьянского городского округа, «Театральная студия «Маленький принц»

Дополнительное образование детей и взрослых
Для создания школьного театра в форме реализации дополнительных
общеобразовательных программ, школа должна быть лицензиатом по подвиду
«дополнительное образование детей и взрослых». Наличие лицензии является
основой для реализации дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях всех типов, вне зависимости от организационно правовой формы и ведомственной принадлежности.
Использование механизма создания новых мест дополнительного образования
детей
В 2021–2023 годах в рамках федерального проекта «Успех каждого
ребенка» национального проекта «Образование» создаются новые места
дополнительного образования детей, в том числе по созданию и развитию школьных
театров. Региональные органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, в рамках соглашений с Минпросвещения России, получают финансовую

поддержку в виде субсидий из федерального бюджета на развитие соответствующей
инфраструктуры, созданию новых мест в образовательных организациях различных
типов для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ (далее – ДООП) художественной направленности по виду деятельности
«Школьный театр». При создании школьных театров через механизм субсидий на
новые места, образовательные организации в заявительном порядке направляют
разработанные программы, инфраструктурные обоснования в соответствии с
примерным перечнем оборудования.
В 2023 году (на основании Протокола заседания рабочей группы по
рассмотрению и формированию заявок для участия в отборе субъектов РФ и
бюджету города Байконура на предоставление в 2024 году субсидии из
федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету города Байконура на
создание новых мест в образовательных организациях различных типов для
реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в
рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование»), с учетом заявки Свердловской области на участие в отборе
субъектов РФ и города Байконура на предоставление в 2024 году субсидии из
федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету города Байконура на
создание новых мест в образовательных организациях различных типов для
реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в
рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» от 31.07.2023 г. утвержден перечень новых мест в ОО различных
типов для реализации ДООП всех направленностей, планируемых к созданию в 2024
году, согласно которому в муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе №2 Невьянского городского
округа в 2024 году планируется к открытию 20 новых дополнительных мест, в
том числе художественной направленности – по наименованию «Театральное
искусство (создание школьного театра). В связи с чем, МАОУ СОШ №2 имеет
возможность реализовывать ДООП «Театральная студия» в соответствии с
предложенным перечнем оборудования (Методические рекомендации по
приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в
образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных
общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных
проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата
Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» от 22.09.2023).
Дополнительная общеобразовательная программа «Театральная студия
«Маленький принц» имеет художественную направленность и способствует
профессиональному самоопределению обучающихся. Актуальность предлагаемой
образовательной программы состоит в том, что посредством театральной
деятельности естественным образом происходит формирование личности,
складывается
определенная
система
ценностей,
развивается
чувство
ответственности за общее дело, стимулируется развитие основных психофизических
процессов 2 обучающихся. Актуальность определяется необходимостью
формирования у школьников качеств, которые станут залогом их успешности в
будущем: выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной
устойчивости, ответственности и трудолюбия.

Цель программы: развитие мотивации к познанию и творчеству, развитие
творческих способностей, создание условий для творческой самореализации
личности ребенка. Задачи образовательной программы:
Обучающие:
-обучать основам сценической грамоты;
-расширять знания в области театрального искусства;
-вызвать интерес к самостоятельному и творческому поиску;
-обучить саморегуляции и самоконтролю;
-сформировать умение самостоятельно получать знания, применять их в
практической деятельности и в новой ситуации;
-учить создавать образы с помощью жеста и мимики;
Развивающие:
- развивать наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и
память, ассоциативное и образное мышление, чувство ритма;
-развивать творческие артистические способности детей;
-развивать индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности;
-развивать художественный вкус и творческую активность;
Воспитательные:
-воспитывать эстетический вкус;
-сформировать у обучающихся нравственное отношение к окружающему миру,
активную жизненную позицию;
-привить любовь к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к
искусству;
-сформировать
такие
качества
как
целеустремленность,
дисциплинированность, исполнительность, аккуратность.
Метапредметные:
-обучение созданию выразительных образов;
- развитие художественного вкуса и творческой активности;
-развитие памяти, фантазии, умения видеть прекрасное -развивать познавательные
способности;
-развивать
интеллектуальные
и
творческие
способности;
-развивать
коммуникативные качества.
Личностные:
-будет сформирована система ценностных отношений к себе, другим участникам
образовательного процесса, его результатам, ответственности за результаты своего
труда;
−развитие устойчивого интереса к актерскому творчеству;
−выработаны навыки по технике речи и актерскому мастерству, сценическому
движению.
Отличительные особенности программы
Программа составлена в соответствии с требованиями САН ПИН от 04.07.2014 г. №
41,
методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в
сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 г. № 09-3242). При разработке данной программы учитывался принцип
разноуровневой системы. Программа предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания материала. Программа
опирается на личностно - ориентированный и компетентностный подходы, создание

условий для самостоятельного самоопределения личности, становления
гражданской ответственности и социальной компетентности.

ее

Основная идея программы – включить механизм воспитания каждого члена
коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Основные принципы реализации программы:
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
-принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности.
-принцип дифференциации и индивидуализации обучения;
-принцип увлекательности и творчества способствует развитию творческих
способностей детей;
-принцип сотрудничества предполагает совместную деятельность детей и педагога;
-принцип комфортности: атмосфера доброжелательности, создание ситуации
успеха;
Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к
образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном
объеме и добиться стабильных позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:
-дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
-демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и
обучающегося;
-достижение заданных результатов юных актеров.
Адресат дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная
студия «Маленький принц» рассчитана на работу с обучающимися в возрасте от 11
до 15 лет, интересующимися театральной деятельностью.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 136 часов в год (272 часа за 2 года).
Срок освоения программы - 2 учебных года, 68 недель.
Режим занятий – 4 часа в неделю.
Форма обучения – очная.
Занятия групповые. Состав группы разновозрастный, постоянный. Количество
детей в группе – 15/20 человек. На обучение принимаются все желающие.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее
количество часов в год -136 часов. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2
академических часа, 1 академический час - 45 мин.
Программа реализуется в рамках социального проекта «Школьный театр» на
базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №2 Невьянского городского округа.
Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной
программы «Театральная студия «Маленький принц»
Планируемые результаты обучения - освоение программы «Театральная студия».
Сохранность контингента не менее 90 %, участие в муниципальных, школьных и
других мероприятиях, проведение праздников, постановка спектаклей.
Обучающиеся будут знать:
-теоретические основы актёрского мастерства;
-этапы работы над спектаклем; -законы сценического действия;
-историю и виды грима; -основные приёмы гримирования;
-теоретические основы сценической речи;
-принципы построения литературной композиции.
Обучающиеся будут уметь:
1. владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
2. действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на
заданную тему;
3. произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
4. произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
5. произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
6. читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения;
7.строить диалог с партнером на заданную тему;
8. подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными
героями.
Формы аттестации
-участие в тестировании;
-показ самостоятельных работ (миниатюры, этюды),
-логичные и доказательные изложения своей точки зрения (анализ увиденного,
показанного);
-участие в играх, викторинах, конкурсах;

-работа над созданием спектакля;
-коллективное подведение итогов театрального сезона
- выпуск газеты
-участие в ритмической композиции
Формы отслеживания и фиксации результатов: аудиозапись, видеозапись,
портфолио, материал тестирования, грамота, фото.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам психологической диагностики, конкурс, концерт,
спектакль, защита творческих работ.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса
следующих универсальных учебных действий (УУД).

является

формирование

Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительному чтению;
 различать произведения по жанру;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
 сочинять этюды по сказкам;
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение)
Материально – техническое обеспечение
Актовый зал с удобной сценой для проведения занятий, рассчитанный не менее чем
на 50 человек; ноутбук, доступ в Интернет для сбора дополнительной информации,
проектор, микрофоны, экран, прожектор; реквизит, бутафория, костюмы
театральные и карнавальные, атрибуты для игр-драматизаций (домик, забор, цветы,
деревья и т.д.), шапочки-маски диких и домашних животных; грим, декоративная
косметика, аудиокассеты с записями музыки, стихов, сказок, песен, «театральных
шумов».
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы:
1.Ноутбук:
Жесткая, неотключаемая клавиатура: наличие
Русская раскладка клавиатуры: наличие

Диагональ экрана: не менее 15,6 дюймов
Разрешение экрана: не менее 1920 x 1080 пикселей
Количество ядер процессора: не менее 4
Количество потоков: не менее 8
Базовая тактовая частота процессора: не менее 1 ГГц
Максимальная тактовая частота процессора: не менее 2,5 ГГц
Кэш-память процессора: не менее 6 Мбайт
Объем установленной оперативной памяти: не менее 8 Гбайт
Объем поддерживаемой оперативной памяти (для возможности расширения): не
менее 24 Гбайт
Объем накопителя SSD: не менее 240 Гбайт
Время автономной работы от батареи: не менее 6 часов
Вес ноутбука с установленным аккумулятором: не более 1,8 кг
Внешний интерфейс USB стандарта не ниже 3.0: не менее трех свободных
Внешний интерфейс LAN (использование переходников не предусмотрено):
наличие
2. Акустическая система:
Активная 2-х полосная (12` + 1,35`) акустическая система 1000 Вт, порт USB 3.0 для
подключения мини-приемников радиомикрофонов, 2-канальный микшер, 50 - 20000
Гц, возможность установки на стойку и использования в качестве сценического
монитора Тип: акустическая система.
Спецификация АС: активная система, встроенный усилитель, кроссовер.
Мощность системы акустической (RMS): 1000 Ватт (номинальная мощность).
Типразмер НЧ динамика: 12-дюймовый НЧ динамик.
Типразмер ВЧ излучателя: 1,35-дюймовый динамик, алюминиевая диафрагма.
Диапазон воспр. частот АС: 45 (Hz) - 20 (kHz).
Индикатор перегрузки: есть, светодиодный (общий, поканальный).
Активная частота работы кроссовера: 2,2 (kHz).
Эквализация АС: +/-15 (dB) @ 12 (kHz); +/-15 (dB) @ 80 (Hz).
Коммутация АС Характеристики аудио выходоввходов :
Тип разъёма: XLR
- Чувствительность канала (XLR): - 36 (dBu) to 0 (dBu);
- Сопротивление канала (XLR): 14 (кОм).

Тип разъёма: 14 jack :
- Чувствительность канала (14 jack): - 36 (dBu) to 0 (dBu);
- Сопротивление канала (14 jack): 14 (кОм).
Тип разъёма: USB (подключение беспроводной системы микрофонов):
- Тип разъема (USB): USB 3.0;
- Частотная группа канала (USB): 2,4 (GHz);
- Частота диапазона (USB): 20 (Hz) - 20 kHz (+0/-2,5 dB);
- Рабочее расстояние беспроводной системы: до 80(ти) метров.
Питание системы: 220 В - 230 Вольт (50 - 60 Hz).
3. Стол для преподавателя
4. Кресло для преподавателя
5. Стул ученический – 20 шт.
6. Шкаф для хранения учебных пособий:
7. Ширма театра:
8. Декорации для театра:
Информационное обеспечение – аудиозаписи, видеозаписи, презентации, фото,
интернет источники, литературные произведения.
Кадровое обеспечение
По дополнительной образовательной программе «Театральная студия» будут
заниматься обучающиеся 5-9 классов под руководством учителя русского языка и
литературы, педагога дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
Тема/ количество часов
Вводное занятие (

Основы
культуры (

Основное содержание

часа) Знакомство с программой
курса,
правилами
поведения

театральной Знакомство с некоторыми
часов)
понятиями
и
терминологией
театрального
искусства,

Характеристика
деятельности
обучающегося
Представление участников
занятий. Участие в беседе,
помогающей
познакомиться, установить
доверительную атмосферу.
Знакомство с основными
разделами курса
Участие в беседе о
становлении театрального
искусства, терминологией
и
его
видами.

Театральная
часов)

игра

его видами. Презентация
драматического,
музыкального, кукольного
театра.
Знакомство
с
театрами
Нижнего
Новгорода. Знакомство с
самыми
известными
театрами
мира,
драматургами,
режиссерами
и
их
пьесами.
Просмотр
видеозаписей, спектаклей.
Формирование
зрительской культуры
( Развитие
игрового
поведения, эстетического
чувства,
способности
творить,
общаться
со
сверстниками.
Формирование
умений
ориентироваться
в
пространстве,
строить
диалог с партнером на
заданную
тему;
запоминать слова героев
спектаклей;
развивать
зрительное,
слуховое
внимание,
память,
наблюдательность,
образное
мышление,
фантазию, воображение,
интерес к сценическому
искусству; Фронтальная,
индивидуальная
и
групповая
работа.
Формирование
навыков
запоминания
текста.
Формирование навыков в
построении диалога с
партнерами.
Развитие
зрительного и слухового
внимания,
выработка
памяти,
наблюдательности.
Привлечение и удержание
упражняться в четком
произношении
слов,
отрабатывать
дикцию;

Формирование
навыков
зрительской
культуры.
Просмотр
спектаклей,
выступлений,
видеороликов
с
декламациями
литературных
произведений
отечественных
и
зарубежных писателей и
поэтов.
Фронтальная,
индивидуальная и работа в
группах
Фронтальная,
индивидуальная
и
групповая
работа.
Формирование
навыков
запоминания
текста.
Формирование навыков в
построении диалога с
партнерами.
Развитие
зрительного и слухового
внимания,
выработка
памяти,
наблюдательности.
Привлечение и удержание
интереса к сценическому
искусству

История
возникновения
ораторского
искусства.
Культура и техника речи (
часов)

Работа над выразительны
м чтением произведения (
часов)

воспитывать нравственно эстетические качества
Знакомство с понятиями и
терминологией
ораторского
искусства,
основателями ораторского
искусства.
Упражнения,
направленные на развитие
дыхания
и
свободы
речевого
аппарата.
Развитие
речевого
дыхания и правильной
артикуляции,
четкой
дикции,
разнообразной
интонации, логики речи;
связной образной речи,
творческой
фантазии;
умения учить, сочинять
небольшие рассказы и
сказки, подбирать рифмы;
произносить скороговорки
и
стихи;
тренировать
четкое
произношение
согласных в конце слова;
пользоваться
интонациями,
выражающими основные
чувства;
пополнение
словарного запаса
Просмотр и обсуждение
спектаклей
профессиональных
и
самодеятельных
коллективов.
Изучение
правил поведения во время
выступления.
Выбор
литературного
произведения
для
последующей декламации.
Подготовка
по
всем
ключевым моментам к
декламации. Декламация
произведений

Заключительное занятие ( Заключительное занятие
час)

Знакомство с понятием
«ораторское искусство» и
ораторами
древности.
Индивидуальная
и
групповая
работа
по
развитию
искусства
декламации
(развитие
литературного
и
ораторского
искусства).
Участие в речеголосовом
тренинге
с
использованием
скороговорок. Выработка
навыков
выступления
(выполнение ритмических,
музыкальных
и
пластических упражнений,
развивающих
психомоторные
способности,
свободу
телодвижений
(театральная
игра,
пантомима,
импровизация), создание
образов с помощью жестов
и мимики
Просмотр и обсуждение
спектаклей
и
видеороликов,
содержащих декламацию
литературных
произведений. Работа над
выразительностью чтения
(привитие
навыков
правильного
произношения
и
интонации). Работа над
техникой поведения во
время
индивидуального
выступления. Фронтальная
и индивидуальная работа
Подведение итогов работы
по курсу «Школьный
театр»

8 класс
Поурочное планирование
№ п/п

Тема занятия

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24

Вводное занятие
Основы театральной культуры. Знакомство с театрами мира
Знакомство с театрами Нижнего Новгорода
Правила поведения в театре и на сцене
Теория локальных цивилизаций
Культурные эпохи
Театр Древней Греции
Театр европейского Средневековья
Театр эпохи Возрождения
Европейский театр эпохи Классицизма
Театр эпохи Просвещения
К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко –
реформаторы русского театра
Режиссёры – последователи и ученики Станиславского
(Вахтангов, Мейерхольд, Таиров)
Современные театральные режиссёры
Система воспитания актёра (по К.С. Станиславскому)
Принципы системы Станиславского
Театральная игра. Произвольное внимание
Воображение. «Публичное одиночество»
Простые физические действия. Логика и последовательность
физических действий (в сценической задаче)
Творческая мобилизация
Литературный спектакль (законы и отличия)
Литературно-музыкальная композиция
Литературная основа композиции
Музыка в литературном спектакле. Музыкальное оформление
композиций
Творчество актёра. Общение – бытовое и сценическое
Режиссура как практическая психология
Работа над спектаклем. Сценарный план
История возникновения ораторского искусства. Лучшие
ораторы древности. Значение тренинга в преодолении
дефектов речи
Значение скороговорок в речеголосовом тренинге. Тренинг со
скороговорками. Развитие интонационной выразительности
Декламация - импровизация

25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-40
41-42
43-44
45-48
49-50
51-52
53-56
57-58
59-62
63-66

67-70
71722
73-76
77-78
79-80

Просмотр и обсуждение спектаклей профессиональных и
самодеятельных коллективов
Образ лирического героя
Правда переживаний и условность игры в театре

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
4
4

4
2
4
2
2

81-82
Сценическое движение
83-84
Костюм и логика поведения. Костюмерный цех театра
85-86
Работа музыкантов, художников, хореографов
87- Отбор литературного произведения, обучение и подготовка к
100 выразительному чтению. Идейное обоснование выбора
произведения
101- Декламация литературных произведений с последующим
128 обсуждением (индивидуальные выступления)
129- Промежуточная аттестация
132
133- Резерв
136
Итого

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2
2
2
14

28
4
4
136

9 класс
Тема/ количество часов
Вводное занятие (

час)

Основы театральной
культуры (
часа)

Театральная игра (

Основное содержание
Знакомство с программой
курса,
правилами
поведения

Знакомство с некоторыми
понятиями
и
терминологией
театрального
искусства,
его видами. Презентация
драматического,
музыкального, кукольного
театра.
Знакомство
с
театрами
Нижнего
Новгорода. Знакомство с
самыми
известными
театрами
мира,
драматургами, их пьесами.
Просмотр видеозаписей,
спектаклей. Формирование
зрительской культуры

часа) Развитие
игрового
поведения, эстетического
чувства,
способности
творить,
общаться
со
сверстниками.
Формирование
умений
ориентироваться
в
пространстве,
строить
диалог с партнером на
заданную
тему;
запоминать слова героев
спектаклей;
развивать
зрительное,
слуховое
внимание,
память,
наблюдательность,
образное
мышление,
фантазию, воображение,
интерес к сценическому
искусству; упражняться в
четком
произношении

Характеристика
деятельности
обучающегося
Представление участников
занятий. Участие в беседе,
помогающей
познакомиться, установить
доверительную атмосферу.
Знакомство с основными
разделами курса
Участие в беседе о
становлении театрального
искусства, терминологией
и
его
видами.
Формирование
навыков
зрительской
культуры.
Просмотр
спектаклей,
выступлений,
видеороликов
с
декламациями
литературных
произведений
отечественных
и
зарубежных писателей и
поэтов.
Фронтальная,
индивидуальная и работа в
группах
Фронтальная,
индивидуальная
и
групповая
работа.
Формирование
навыков
запоминания
текста.
Формирование навыков в
построении диалога с
партнерами.
Развитие
зрительного и слухового
внимания,
выработка
памяти,
наблюдательности.
Привлечение и удержание
интереса к сценическому
искусству

Ритмизация текста (
часа)

Культура и техника речи
( часа)

слов,
отрабатывать
дикцию;
воспитывать
нравственно
эстетические качества
Искусство
декламации
(ритмизация
текста,
подчеркивание
интонацией
ключевых
слов текста). Комплексные
ритмические,
музыкальные
и
пластические упражнения,
обеспечивающие развитие
естественных
психомоторных
способностей
обучающихся, свободы и
выразительности
телодвижений; обретение
ощущения
гармонии
своего тела с окружающим
миром

Упражнения,
направленные на развитие
дыхания
и
свободы
речевого
аппарата.
Развитие
речевого
дыхания и правильной
артикуляции,
четкой
дикции,
разнообразной
интонации, логики речи;
связной образной речи,
творческой
фантазии;
умения учить, сочинять
небольшие рассказы и
сказки, подбирать рифмы;
произносить скороговорки
и
стихи;
тренировать
четкое
произношение
согласных в конце слова;

Знакомство с понятием
«ораторское искусство» и
ораторами
древности.
Индивидуальная
и
групповая
работа
по
развитию
искусства
декламации
(развитие
литературного
и
ораторского
искусства).
Участие в речеголосовом
тренинге
с
использованием
скороговорок. Выработка
навыков
выступления
(выполнение ритмических,
музыкальных
и
пластических упражнений,
развивающих
психомоторные
способности,
свободу
телодвижений
(театральная
игра,
пантомима,
импровизация), создание
образов с помощью жестов
и мимики
Развитие
речевого
мастерства
(выработка
умений
ясно,
точно,
доступно, кратко, логично,
выразительно,
разнообразно высказывать
свои мысли). Овладение
нормами
устного
и
письменного
литературного
языка,
правилами произношения,
ударения,
словоупотребления,
грамматики и стилистики.
Приобретение комплекса
навыков
в
речевом
дыхании, голосоведении и
дикции. Фронтальная и

Работа над выразительны
м чтением произведения
( часов)

Заключительное занятие
( час)

пользоваться
интонациями,
выражающими основные
чувства;
пополнение
словарного запаса
Выбор
литературного
произведения
для
последующей декламации.
Подготовка
по
всем
ключевым моментам к
декламации. Декламация
произведений

Заключительное занятие

индивидуальная работа

Просмотр и обсуждение
спектаклей
и
видеороликов,
содержащих декламацию
литературных
произведений. Работа над
выразительностью чтения
(привитие
навыков
правильного
произношения
и
интонации). Фронтальная
и индивидуальная работа
Подведение итогов работы
по
курсу
«Школьный
театр»

Поурочное планирование
9 класс
№ п/п

Тема занятия

1-2
3-4

Вводное занятие
Презентация драматического, музыкального, кукольного
театра
Знакомство с театрами Нижнего Новгорода
Знакомство с самыми известными театрами мира,
драматургами, их пьесами.
Просмотр видеозаписей, спектаклей. Формирование
зрительской культуры
Игровое поведение, эстетическое чувство, способность
творить, общаться со сверстниками.
Умение ориентироваться в пространстве, строить диалог с
партнером на заданную тему
Слова героев спектаклей; зрительное, слуховое внимание,
память, наблюдательность, образное мышление, фантазия,
воображение, интерес к сценическому искусству
Упражнения в произношении слов, отработка дикции
Искусство декламации (ритмизация текста, подчеркивание
интонацией ключевых слов текста).
Комплексные ритмические, музыкальные и пластические
упражнения, обеспечивающие развитие естественных
психомоторных способностей обучающихся.

5-6
7-8
9-12
13-14
15-16
17-18

19-20
21-24
25-26

Количество
часов
2
2
2
2
4
2
2
2

2
4
2

Выбор литературного произведения для последующей
декламации. Подготовка по всем ключевым моментам к
декламации. Декламация произведений
41 -44 Упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы
речевого аппарата.
Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции,
45-48
четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.
Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции,
49-52
четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.
Выбор литературного произведения для последующей
53-56
декламации. Подготовка по всем ключевым моментам к
декламации. Декламация произведений
Подготовка по всем ключевым моментам к декламации.
57-60
Декламация произведений
Просмотр и обсуждение спектаклей и видеороликов,
61-64
содержащих декламацию литературных произведений.
Просмотр и обсуждение спектаклей и видеороликов,
65-68
содержащих декламацию литературных произведений.
Просмотр и обсуждение спектаклей и видеороликов,
69-72
содержащих декламацию литературных произведений.
Просмотр и обсуждение спектаклей и видеороликов,
73-76
содержащих декламацию литературных произведений.
Просмотр и обсуждение спектаклей и видеороликов,
77-80
содержащих декламацию литературных произведений.
Просмотр и обсуждение спектаклей и видеороликов,
81-84
содержащих декламацию литературных произведений.
Просмотр и обсуждение спектаклей и видеороликов,
85-88
содержащих декламацию литературных произведений
Работа над выразительностью чтения (привитие навыков
89правильного произношения и интонации).
124
125 - Промежуточная аттестация
4
128
129 - Заключительное занятие
4
132
133 - Резерв
4
136
Итого
27-40

14

4
4
4
4

4
4
4
4
4
4
4
4
36

136

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы применяются следующие формы и методы обучения:
-словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые игры,
упражнения (скороговорки, чистоговорки, стихи, пословицы, считалки, загадки,
небылицы, дразнилки);
-проблемно-поисковый метод применяется для постановки системы перспектив в
самостоятельной работе воспитанников, построении мизансцен и взаимодействия
партнёров на сценической площадке в этюдах импровизациях.

-практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится
большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр:
«Снежный ком», «Голосовая имитация», «Страна Вообразилия» и др
-метод моделирования применяется для выстраивания этюдов игровых и сюжетов
жизненных ситуаций, репетиции сказок, литературных произведений.
-исследовательский метод
–создание ситуации творческого поиска и совместного нахождения лучшего
решения сценического действия, анализа ремарок и комментариев автора, создание
биографии образа персонажа.
- методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
Для реализации программы применяются следующие формы и методы
обучения: Методы проведения занятий:
1.Словесные методы обучения: ▪ устное изложение материала ▪ беседа ▪ обсуждение
и анализ этюда
2. Практические методы обучения: ▪ выполнение детьми упражнений,
импровизаций, инсценировок ▪ пластические и речевые тренинги ▪ упражнения на
развитие актерского мастерства ▪ театрализованные игры
3. Самостоятельная творческая работа
4. Беседа.
5. Частично-поисковый. После разбора какого-либо произведения, детям дается
возможность самостоятельно влиться в роль.
6. Метод индивидуально-группового тренажа
7. Коллективная импровизация
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации ученых занятий: • театральные игры, • конкурсы, •
викторины, • беседа, • спектакли, • праздники, • собеседование, • наблюдение, •
анкетирование, • тренинги, • игры и упражнения • этюды • миниатюры
Педагогические технологии: Индивидуальное обучение, групповое обучение
Развивающее обучение Игровая деятельность Здоровьесберегающая
Алгоритм учебного занятия: 1 этап - Приветствие. Тренинг, в который входят
общеразвивающие упражнения: упражнения для губ, дикционные разминки,
скороговорки, упражнения по дыхательной гимнастике 2 этап – Знакомство с новым
материалом 3 этап - Практическая работа по теме 4 этап - Подведение итогов.
Разбор ошибок. Домашнее задание
Дидактические материалы: • наглядно - плоскостные: наглядные методические
пособия, плакаты, , настенные иллюстрации, альбомы, портреты писателей. •
аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы с мастер-классами, учебные
кинофильмы.

Используемые IT технологии
Казалось бы, в такой духовной сфере, как театр, сложно применить
технологии компьютерного обучения. Но вы живем в такое время, когда интеграция
высоких технологий идет повсеместно. И школьный театр не стал исключением.
Ниже приведены лишь некоторые из программ и приемов, регулярно используемых
мной для повышения качества работы театральной студии:
1. Мультимедийный комплекс. Нельзя заниматься театральным мастерством, не
имея перед глазами яркого примера. Благодаря интернету у меня есть
возможность познакомить воспитанников с работой театральных звезд первой
величины, с известными спектаклями и мюзиклами всего мира, мастерклассами великих актеров и режиссеров. А мультимедийный комплекс
поможет делать это качественно и на большом экране.
2. PHOTOshop. Театр начинается с вешалки? А вот и нет! Театр начинается с
афиши! И в качестве важнейшего элемента работы над спектаклем мы с
воспитанниками создаем афиши к предстоящим премьерам. Помимо самого
процесса фотосъемки приходится овладевать азами графических редакторов.
Процесс этот коллективный и захватывающий
3. Видеоредкторы. Глупо не использовать в театре на полную мощь весь спектр
современных технологий. Иногда, для оформления сцены не достаточно
просто декораций – нужна динамичная картинка. В таком случае можно
прибегнуть к мультипликации и создать свой «мультфильм» или футаж.
4. Звукозапись. Иногда возникает необходимость записать фонограмму песни
для спектакля (или просто какой-то звук). Тогда мы прибегаем к помощи
звукозаписывающий студии «Эхо оби». Это интересный опыт, который
нравится студийцам. Всегда интересно познакомиться с работой студии
звукозаписи. Ну и плюс к этому хороший звук всегда благотворно сказывается
на качестве постановки.
5. Прием «взгляд со стороны». В процессе репетиций ребенку бывает сложно
оценить свою работу. Он не всегда объективно слышит свой голос, не
осознает движений. На помощь приходит видео и аудио съемка. Посмотрев
один раз видео репетиции, прослушав аудиозапись своей речи, воспитанник
тут же понимает, где ему необходимо исправится. Этот метод действенней,
чем замечания руководителя.
Информационные ресурсы для школьных театров
На сайте Театрального института имени Бориса Щукина размещены в открытом
доступе методические рекомендации по созданию школьных театров, ознакомиться
с которыми можно, пройдя по ссылке: http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-imetodologii/.
Театральный институт имени Бориса Щукина разместил на сайте первый сборник
пьес, инсценировок для школьных театров. Познакомиться с ним можно, пройдя по
ссылкам: http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/uchebno-posobiya/ http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/teatralnye-postanovkirekomendovannye-dlya-prosmotra-s-detmi/.

Ссылки на конкурсы и театральные инсценировки размещены на сайте
Театрального института имени Бориса Щукина: http://www.htvs.ru/institute/tsentrnauki-i-metodologii/; http://www.htvs.ru/konkursy-i-festivali/.
Программы для школьных театров размещены на сайте Театрального института
имени Бориса Щукина: http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i- metodologii/.
На сайте Театрального института имени Бориса Щукина размещены
сценарии
постановок
для
школьных
театров,
доступные
по
ссылке: http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/teatralnye-postanovkirekomendovannye-dlya-prosmotra-s-detmi/.
«Организация деятельности школьного театра (театральной студии, кружка,
объединения) в образовательной организации»
Методические рекомендации «В помощь начинающему руководителю театральной
студии, педагогу дополнительного образования по театральной деятельности в
образовательной организации».
Электронные образовательные ресурсы
Учебно - методическая литература
Учебно-методическая литература

перейти

ДПП "Искусство театра", учебный предмет "Театральные игры"
Учебно-методическая литература

перейти

ДПП "Искусство театра", учебный предмет "Основы актерского мастерства"
ДОП "Основы театрального творчества", учебный предмет "Театральное
творчество"
ДОП "Я - актер", учебный предмет "Актерское мастерство"
Учебно-методическая литература

перейти

ДПП "Искусство театра", учебный предмет "Слушание музыки и музыкальная
грамота"
Учебно-методическая литература

перейти

ДПП "Искусство театра", учебный предмет "Художественное слово"
ДОП "Основы театрального искусства", учебный предмет "Основы сценической
речи"
ДОП "Искусство звучащего слова", учебный предмет "Сценическая речь"
Учебно-методическая литература

перейти

ДПП "Искусство театра", учебный предмет "Беседы об искусстве"
Учебно-методическая литература

перейти

ДПП "Искусство театра", учебный предмет "Ритмика"
Учебно-методическая литература

перейти

ДПП "Искусство театра", учебный предмет "Подготовка сценических номеров"
Учебно-методическая литература

перейти

ДПП "Искусство театра", учебный предмет "Танец"
ДОП "Основы театрального искусства", учебный предмет "Классический танец"
Учебно-методическая литература

перейти

ДПП "Искусство театра", учебный предмет "Сценическое движение"
Учебно-методическая литература

перейти

ДПП "Искусство театра", учебный предмет "История театрального искусства"
ДОП "Основы театрального искусства", учебный предмет "Беседы о театре"
Учебно-методическая литература

перейти

ДПП "Искусство театра", учебный предмет "Вокальный ансамбль"
ДОП "Тайны голоса", учебный предмет "Вокал"
Учебно-методическая литература

перейти

ДОП «Азбука театра», "Театр - сказка"

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для преподавателя:
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 511 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. –
СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
3. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического
произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир
искусств”), 2008. - 144с. 16
4. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей
дошкольного возраста
5. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.

6. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации
Учебнометодическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.

дошкольников:

7. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. –
М.: Баласс, 2004. – 48 с.
8. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.:
Просвещение. – 1978. – 176 с.
9. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические
рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. –
256 с.
10. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
11. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг
12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь,
2006. – 208 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. –
168 с.
14. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для
школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

детей

15. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. –
М.: Литература, 1998. – 816 с.
16. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная
пресса.. – 2000. – 96 с.
17. Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ (
“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.
18. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.
Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160
с.
19. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. –
576 с.
20. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое
пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
21. Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для
детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
22. Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я
вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.
23. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и
юношеских театров”), 2008. – 160 с.
24. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа
для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.

25. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир
искусств”), 2008. – 144 с.
26. Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. - М.:
ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
27. Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКАПРЕСС.- 2000. – 144с.
28. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.
29. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003.
30. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и
подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
31. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с. 17
32. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение
сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
33. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских
театров”), 2008. – 176 с.
34. Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.
35. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и
репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
36. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной
речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
37. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
38. Я познаю мир: Театр: Дет.энцикл./ И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО
«Издательство АСТ». –2002. – 445с.
39. И.А. Генералов «Театр» для начальной школы (Образовательная система
«Школа России» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа
(Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008;
40. Похмельных А.А. «Основы театрального искусства» (Муниципальное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
детей.
Детскоюношеский центр г. Петрозаводска);
41. Е.Р. Ганелина «Школьный театр». Программа обучения детей основам
сценического искусства. Методическое пособие. Санкт-Петербург. 2002г
Список литературы для родителей:
1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная
пресса.. – 2000. – 96 с.
2. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы
дошкольников. – Спб.: Речь, 2008. – 128 с.

3. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для
детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии:
Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.

Развитие

воображения

у детей.

–

5. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
6. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576
с. Список литературы для детей:
1. Я познаю мир: Театр: Дет.энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО
«Издательство АСТ». –2002. – 445с.
2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.:
МозаикаСинтез, 2008. – 96 с.
3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. –
М.: Баласс, 2004. – 48 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».