1. Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа секционной работы «Баскетбол» предназначена для организации занятий дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в МАОУ СОШ №2. Актуальность введения программы Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Урок баскетбола в школе рассматривается нами как средство не только физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам. Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга. Польза от занятий баскетболом огромна – вовлечение учащихся в регулярные занятия баскетболом должно всемерно поощряться, это не погоня за медалями и рекордами, - это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка к военной службе: Направленность программы - физкультурно-спортивная. Адресат программы. Разновозрастная группа детей 10 – 15 лет. Режим занятий. Согласно расписанию дополнительного образования занятия проходят еженедельно по 2 часа в неделю с продолжительность занятий 40 минут. Число детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 14 человек. Объем общеразвивающей программы. Максимальная учебная нагрузка обучающегося 80 часов (2 часа в неделю). Срок освоения программы - 1 учебный год. Уровень освоения программы: базовый Формы проведения занятий. Дополнительные занятия проводятся в виде практических занятий по разделам программы. Все предусмотренные программой теоретические сведения сообщаются в ходе проведения практических занятий. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные занятия; участие в соревнованиях. Особенностью планирования программного материала является сведение максимально возможных параметров нагрузок, средств и методов тренировки и 2 контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки. Приоритетные образовательные технологии и методики работы определяются в соответствии со спецификой физкультурно-спортивной направленности. Для освоения предметно-тематического содержания применяется репродуктивная технология и технология подготовки к соревнованиям. На занятия допускаются обучающиеся, допущенные по состоянию здоровья к занятиям физкультурой. На занятиях используются методы рассказа, показа и многократного повторения упражнений и двигательных действий. Формы контроля: - Текущий: наблюдение, тестирование, учебная игра. - Итоговый: учебная игра, соревнования. 1.2. Цели и задачи программы Цель: способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни. Задачи: обучающие: - ознакомить с историей развития баскетбола; - освоить технику и тактику игры в баскетбол; - ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена; - подготовить инструкторов и судей по баскетболу. воспитывающие: - воспитание волевых, смелых, дисциплинарных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов; развивающие: - способствовать развитию специальных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств. 3 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план общеразвивающей программы «Баскетбол» № п/п Название раздела, темы Количество часов всего теория практика Теоретические сведения Обучение техники и тактики навыков учащихся Общефизическая подготовка 1 1 Раздел 1. 0 20 4 16 11 2 9 1.4 Специально физическая подготовка 20 4 16 1.5 Совершенствован ие тактики и техники игры в баскетбол при помощи двусторонней игры 16 2 14 68 13 55 1 1.1 1.2 1.3 Итого часов: Формы организации занятий Формы аттестации (контроля) Фронтальная Индивидуаль ная, групповая, фронтальная Индивидуаль ная, групповая, фронтальная Индивидуаль ная, групповая, фронтальная Индивидуаль ная, групповая, фронтальная Товарищеск ие матчи Контрольны е испытания Контрольны е испытания, товарищески е матчи Товарищеск ие матчи, участие в соревновани ях Содержание учебного (тематического) плана: № п/п 1. 2. Тема занятия Основные виды деятельности учащихся Колво часов УУД Техника безопасности. Баскетболистория развития. Контрольные испытания. Техника перемещения; ловли, передач и ведения мяча на месте Повороты, разновидность ходьбы, бега, упр. на осанку. Подвижные игры. 1 Применять правила подбора одежды для занятий баскетболом. моделировать технику действий и приемов баскетболиста. соблюдать правила безопасности. технику бега боком вперед, спиной вперед, ловли и передачи мяча на месте, ведения мяча на месте 1 выполнять изучаемые упражнения 4 3. Техника передачи одной рукой от плеча технику передач двумя руками от груди, одной рукой от плеча, поворотов на месте, ведение мяча в движении технику передач двумя руками над головой технику передач двумя руками в движении; правила игры 1 выполнять изучаемые упражнения, применять в эстафете 4. Передача двумя руками над головой. Техника передач двумя руками в движении 1 Техника броска после ведения мяча технику броска после ведения 1 6. Техника поворотам в движении технику поворотам в движении 1 7. Техника ловли мяча, отскочившего от щита технику ловли мяча, отскочившего от щита 1 8. Техника броскам в движении после ловли мяча технику броска в движении после ловли мяча 1 9. Техника броскам в прыжке с места технику броскам в прыжке с места 1 10. Техника передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке технику передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке 1 выполнять передачи одной и двумя руками, повороты на месте с мячом с последующим ведением в движении, передачи от груди выполнять перемещение с заданием, передачи двумя руками в движении, броски одной рукой с места; применять изучаемые приемы в игре «борьба за мяч» выполнять перемещение в защитной стойке, передачи во встречном движении, передачи после поворотов на месте; применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять перемещение, передачи во встречном движении, броски после ведения, применять изучаемые приемы в учебной игре на одной половине выполнять перемещение в игре, изучаемый прием, передачи в движении, броски с места, применять изучаемые приемы в учебной игре по всей площадке выполнять ловлю мяча, отскочившего от щита, броски в движении после ловли мяча, броски с места, передачи после ведения, штрафные броски; применять изучаемые приемы в учебной игре по всей площадке выполнять броски в движении после ловли мяча, изучаемый прием, передачи с отскоком от земли, штрафные броски; применять изучаемые приемы в учебной игре по всей площадке выполнять броски в прыжке с места, изучаемые приемы, броски в движении, ведение мяча с обводкой предметов; учебная игра 5. 5 11. Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке после ведения мяча технику передач на месте и в движении, бросков в прыжке после ведения мяча 1 12. Учет по технической подготовке технику зачетных упражнений 1 13. Техника передач и бросков в движении; опеки игрока без мяча Техника ведения и передач в движении Техника передач одной рукой с поворотом и отвлекающим действиям на передачу Техника отвлекающих действий на передачу с последующим проходом техники передач и бросков в движении; опеки игрока без мяча 1 технику ведения и передач в движении 1 технику передач одной рукой с поворотом и отвлекающим действиям на передачу 1 технику отвлекающих действий на передачу с последующим проходом 1 17. Техника отвлекающих действий на бросок технику отвлекающих действий на бросок 1 18. Техника передач и ловли мяча одной рукой, выбивание и вырывание Техника выбивания мяча после ведения технику передач и ловли мяча одной рукой, выбивание и вырывание 1 технику выбивания мяча после ведения 1 14. 15. 16. 19. выполнять передачи в парах, в тройках, броски в прыжке после ведения мяча, передачи одной рукой в прыжке с поворотом на 180*, ведение с обводкой линий штрафного броска; применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять на результат: штрафные броски, броски в прыжке с места, обводка области штрафного броска; применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять изучаемые приемы, ловли мяча в прыжке, броски в прыжке после поворотов; применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять изучаемые приемы, взаимодействие 2 х 2, броск; применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять изучаемые приемы, взаимодействие с центровым игроком, броски в движении; применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять изучаемый прием, отвлекающие действия на бросок, взаимодействие с центровым игроком, броски с большого расстояния; применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять изучаемый прием, перехват мяча, взаимодействие с центровым игроком, броски; применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять изучаемые приемы, опеку игрока, нормативы на результат выполнять изучаемые приемы, передачи «убегающему игроку», ведение мяча, броски в движении 6 Техника атаки двух нападающих против одного защитника Выбивания мяча при ведении технику атаки двух нападающих против одного защитника 1 технику изучаемых приемов 1 22. Передачи одной рукой с поворотом технику изучаемых приемов 1 23. Прием нормативов по технической подготовке Передачи в движении в парах выполнять на результат 1 технику изучаемых приемов 1 25. Передачи в тройках в движении технику изучаемых приемов 1 26. Передачи в движении технику изучаемых приемов 1 27. Техника борьбы за мяч, отскочившего от щита технику изучаемых приемов 1 28. Техника передач мяча. Техника передач мяча, быстрый прорыв после технику изучаемых приемов 1 20. 21. 24. выполнять изучаемый прием, ведение, передачи, броски левой рукой, ловля мяча, катящегося по площадке, взаимодействие 2 х 1; игра выполнять изучаемый прием - в парах выбивание мяча при ведении; атака трех нападающих против двух защитников; броски в прыжке с сопротивлением защитника. Штрафные броски. Учебная игра Передачи одной рукой с поворотом, броски двумя руками снизу; добивание мяча в корзину; броски в прыжке с сопротивлением защитника. Учебная игра штрафной бросок; бросок в прыжке с места; добивание мяча в щит; обводка области штрафного броска повторить выбивание мяча при ведении , бег с ускорением по одной из боковых линий, после ускорения – бег в медленном темпе; .Передачи в движении в парах ; быстрый прорыв – в тройках; ведение мяча со сменой рук; броски с места – в парах, игроки соревнуются между собой. Учебная игра. передачи в тройках в движении (схема); быстрый прорыв – упражнения; перехват мяча; штрафные броски – 20 бросков. Учебная игра. Передачи в движении – упражнения; быстрый прорыв 2 х 1; 3 х 2; борьба за мяч, отскочившего от щита. Учебная игра борьба за мяч, отскочившего от щита – 3 х 3; быстрый прорыв (схема); передачи через центрового; броски в прыжке с сопротивлением – в парах; Учебная игра Передачи мяча – в парах меняя расстояние между собой; быстрый прорыв при начальном и спорном броске; нападение через центрового игрока; выбивание мяча; учебная игра 7 штрафного броска Передачи мяча по кругу в движении; быстрый прорыв после штрафного броска; перехват мяча с выходом из-за спины противника (схема). Учебная игра. Передачи в движении; нападение через центрового игрока; броски по корзине в прыжке и с места; штрафные броски Учебная игра. Техника передач в движении, нападение через центрового игрока Техника нападения через центрового, входящего в область штрафной площадки Закрепление через центрового, заслоны. технику изучаемых приемов 1 технику изучаемых приемов 1 Ведение мяча и выбивание; нападение через центрового, входящего в область штрафной площадки; заслоны; передачи мяча Учебная игра технику изучаемых приемов 1 32. Техника передач. Разучивание нападения «тройкой» технику изучаемых приемов 1 33. Прием нормативов по технической подготовке Комбинации при вбрасывании мяча из-за боковой линии. Заслоны. Техника Закрепление техники и тактики в игре, бросков выполнить на результат 1 технику изучаемых приемов 1 Броски в движении с двух сторон; нападение через центрового, входящего в штрафную площадку; заслоны; добивание мяча в корзину; Учебная игра. Передачи; нападение «тройкой»подводящие упражнения; обводка области штрафного броска; добивание мяча в корзину ; броски со средних расстояний в прыжке. Учебная игра штрафной бросок; бросок в прыжке с места; добивание мяча в щит; обводка области штрафного броска Передачи мяча в тройках с продвижением вперед; комбинации при вбрасывании мяча из-за боковой линии; заслоны; передачи на месте; броски в прыжке со средних расстояний технику изучаемых приемов 2 29. 30. 31. 34. 35. Учебная игра. Броски 8 36. 37. 38. 39. 40. 41. Закрепление быстрого прорыва, заслона центровым игроком, техника игры Техника плотной защиты, заслона с выходом на получение мяча от центрального, техника Техника отвлекающих действий на получении мяча с последующим проходом по щит, передачи через центрового игрока Техника отвлекающих действий на получении мяча с последующим проходом по щит, передачи через центрового игрока Техника накрывания мяча при броске, наведение защитника на центрового игрока Техника накрывания мяча при броске, наведение защитника на центрового игрока технику изучаемых приемов 2 «Салки» мячом; Быстрый прорыв 2 Х 1, 3 Х 2; заслон центровым игроком; перехваты; штрафные броски .Учебная игра. технику изучаемых приемов 1 «Салки»; Встречная эстафета с передачами ; заслон с выходом на получение мяча от центрального; плотная система защиты; броски в движении потоком с двух сторон. Учебная игра технику изучаемых приемов 1 Отвлекающие действия на получение мяча с последующим проходом под щит; передачи через центрового; нападение через центрового; выбивание мяча при ведении; Учебная игра технику изучаемых приемов 2 Отвлекающие действия на получение мяча с последующим проходом под щит; передачи через центрового; нападение через центрового; выбивание мяча при ведении; Учебная игра технику изучаемых приемов 2 Накрывание мяча при броске ; наведение защитника на центрового игрока (схема); перехваты мяча, адресуемого центровому; броски в прыжке. Учебная игра технику изучаемых приемов 2 Накрывание мяча при броске ; наведение защитника на центрового игрока (схема); перехваты мяча, адресуемого центровому; броски в прыжке. Учебная игра 9 42. Техника борьбы за мяч, отскочившего от щита технику изучаемых приемов 1 43. Техника высоко летящего мяча одной рукой, нападение двумя центрами и их взаимодействи е Техника высоко летящего мяча одной рукой, нападение двумя центрами и их взаимодействи е Передача на максимальной скорости, нападение двумя центрами Передача на максимальной скорости, нападение двумя центрами Закрепление пройденного материала Техника ведения на максимальной скорости технику изучаемых приемов 1 технику изучаемых приемов 1 Ловля высоко летящего мяча; нападение двумя центрами и их взаимодействия (схемы);выполнение технических приемов; Учебная игра технику изучаемых приемов 1 Передачи на максимальной скорости; нападение двумя центрами; штрафной бросок – 20; Учебная игра технику изучаемых приемов технику изучаемых приемов 1 Передачи на максимальной скорости; нападение двумя центрами; штрафной бросок – 20; Учебная игра технику изучаемых приемов технику изучаемых приемов 1 Учебная игра. ОФП. 1 Прием нормативов по технической и специальной подготовки Техника добивания мяча в корзину выполнить на результат 1 Эстафета с ведением мяча; устранение ошибок; плотная опека игроков в тыловой зоне; броски с места. Учебная игра. Бег челночным способом, бег на 30 м. с максимальной скоростью. технику изучаемых приемов 1 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. Борьба за мяч, отскочившего от щита – в тройках; опека центрового игрока спереди и передачи ему мяча; прием нормативов по технической подготовке; учебная игра Ловля высоко летящего мяча; нападение двумя центрами и их взаимодействия (схемы);выполнение технических приемов; Учебная игра Добивание мяча в корзину; переключения- подводящие упражнения; броски в движении. Учебная игра 10 технику изучаемых приемов 1 Передачи в парах; нападение в тройкой с активным заслоном; броски с сопротивлением. Учебная игра технику изучаемых приемов 2 Ведения мяча, комбинации при выполнении штрафных бросков Техника борьбы за мяч, отскочившего от щита технику изучаемых приемов 2 Броски и передачи в движении; плотная опека на ¾ площадки; выбивание мяча стоя на месте; броски в прыжке со среднего расстояния Ведение мяча в парах; комбинации при выполнении штрафных бросков; освобождение от заслонов; перехваты мяча; Учебная игра технику изучаемых приемов 2 55. Броски в движении технику изучаемых приемов 2 56. Закрепление пройденного материала технику изучаемых приемов 4 51. 52. 53. 54. Техника передач парах, нападения тройкой активным заслоном Техника бросков и передач в движении в с Борьбы за мяч, отскочившего от щита выполняется на двух щитах; зонная защита 2+1+2 и игра против неброски с места с расстояния 6 – 7 м. Броски в движении; зонная защита 3+2 (схема); зонная защита 2+3 (схема); упражнение «челнок»; передачи в парах; Учебная игра Учебная игра. ОФП. 68 1.4. Планируемые результаты освоения программы Планируемые результаты: Предметные результаты: формирование знаний о баскетболе и его роли в укреплении здоровья; знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек; способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий, доброжелательное и уважительное отношение к учащимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; умение оказывать помощь учащимися при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; 11 способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований; способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме Метапредметные результаты освоения курса характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Личностные результаты освоения предмета физической культуры: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; в формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учѐтом устойчивых познавательных интересов; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Реализация программы «Баскетбол » - это не только овладение техникой и тактикой игры, но и воспитание качеств личности: \ мгновенно оценивать обстановку; действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации; проявления высокой самостоятельности; умение управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями; умение работать в группе и подчинять свои интересы коллективу, что способствует социализации уч-ся. Результаты работы в данной деятельности отслеживаются в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещаемостью занятий обучающимися, динамикой роста индивидуальных и групповых показателей физической подготовленности обучающихся. 12 2. Организационно-педагогические условия Материально-техническое обеспечение дополнительного образования «Баскетбол» № Наименование оборудования п/п 1 "Конструкция баскетбольного щита в сборе" 2 Мяч баскетбольный 3 Мяч набивной (медицинбол) 4 Свисток 5 Секундомер 6 Стойка для обводки 7 Фишки (конусы) 8 Барьер легкоатлетический 9 Штатив 10 Гантели массивные (от 1 до 5 кг) 11 Корзина для мячей 12 "Насос для накачивания мячей в комплекте с иглами" 13 Скакалка 14 Скамейка гимнастическая 15 Утяжелитель для ног 16 Утяжелитель для рук 17 Эспандер резиновый ленточный 18 Гольфы 19 Костюм спортивный 20 Кроссовки для баскетбола 21 Майка 22 Шорты спортивные (трусы спортивные) 23 Аптечка «ГАЛО» 24 Аптечка первой помощи 25 Выставочные шкафы рабочей программы Количество оборудования 2 20 4 10 5 2 10 20 10 2 компл. 2 2 20 20 20 20 20 20 20 40 40 40 1 1 1 Кадровое обеспечение Программу реализует квалифицированный учитель физической культуры, имеющий подготовку педагога дополнительного образования. 13 3. Список литературы. Основные источники 1. Физическая культура, 8-9 классы/ Лях В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 2. Физическая культура, 5-7 классы/ Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и другие; под редакцией Виленского М.Я., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Дополнительные источники 3. Носов В.В. Основные упражнения баскетболиста на начальном этапе обучения: Методические указания. - Ульяновск: УлГТУ, 2016. 4. Соколовский Б.И., Костикова Л.В. Словарь баскетбольных терминов на английском и русском языках. Москва, РФБ, 2012. 5. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. - М.: ФК, 2012. Интернет ресурсы: 1. Сайт Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ http://sport.minstm.gov.ru 2. Сайт Министерства физической культуры, спорта и молодёжной политики Свердловской области http://minsport.midural.ru 3. Сайт Международной федерации баскетбола www.fiba.com 4. Сайт Европейской международной федерации баскетбола www.fibaeurope.com 5. Сайт Российской федерации баскетбола www.basket.ru 14