Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации«, ст. 2, п. 9;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О
введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»;
приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О
внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;
методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо
Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;
письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О
рабочих программах учебных предметов»;
На сегодняшний день очевидны проблемы здоровья граждан России. Именно
общество в лице образовательных учреждений формирует систему приоритетов и
ценностей, определенный стиль жизни, так называемые социально одобряемые нормы
поведения. Поэтому если учащийся не очень понимает необходимость сохранения
своего здоровья, то задача образовательного учреждения состоит в разъяснении того,
что ты сам в состоянии ответить за свое будущее и твоя успешность напрямую
зависит от состояния твоего здоровья. Необходимо найти новые формы пропаганды и
внедрения ценностей здорового образа жизни, культуры здоровья, выработать новую
систему социально-культурных ценностей, в которой здоровье будет одним из
основных личностных приоритетов.
Также предлагаемый курс внеурочной деятельности может поддержать и
углубить знания по биологии (анатомии человека), валеологии. Он поможет
проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей
профессии выпускника. Курс проводится в виде лекционно-практическихисследовательских занятий с оформлением содержания занятия в рабочих тетрадях.
В течение всего курса внеурочной деятельности учащиеся работают с дополнительной
литературой, оформляют полученные сведения в виде реферативных работ, проектов и
т.д. В конце курса проводится конференция, где школьники выступают с докладами по
заинтересовавшей их проблеме.
Для профориентации на такие конференции могут приглашаться медицинские
работники.
Предусмотрено
ознакомление
с
приёмами
оказания
доврачебной
помощи,
повышающие понимание важности выполняемого дела.
Программа имеет прикладное значение – профориентации. Ребята также могут
посещать курс с целью получения элементарных знаний об основных вопросах
медицины, физиологии и гигиены, о способах сохранения и укрепления здоровья,
особенностях влияния вредных привычек и окружающей среды на здоровье человека,
навыков оказания первой помощи.
Результатом изучения курса: "За страницами учебника биологии" является
урок-зачет с элементами практических заданий, где проверяется не только
теоретическое знание вопросов, но и практические навыки, полученные на занятиях
курса.Или итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском
занятии, либо защитить проект или исследовательскую работу по какой-либо
тематике.
Цель: Формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и
здоровью окружающих людей, развитиекультуры здорового образа жизни и
расширение кругозора в области медицины.
Практические задачи данной программы:
обеспечение необходимых условий для личностного развития, повышение
мотивации для укрепление своего здоровья;
адаптация их к жизни в обществе;
формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;
Учебно-воспитательные задачи следующие:
сознание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе;
развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе
реализации программы;
формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.
повышение мотивации к изучению предмета «Анатомия человека»
Датьобучающимся знания и обучить практическим навыкам оказания первой
доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях.
В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический
материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии
разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости
процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных
факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на
активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.
Ожидаемые результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости обучающихся.
2. Формирование культуры здорового образа жизни.
3. Осознанный выбора детьми здорового образа жизни.
Проверка ожидаемых результатов:
1. Конкурс для обучающихся на составление собственной программы здоровья.
2. Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у данной категории подростков для
выявления отношения их к алкоголю и других вредных привычек.
3. Защита мини – проектов «Программа моего здоровья».
4. Оказание первой доврачебной помощи.
Программа способствует формированию у школьников следующих видов
универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
Самоопределение.
Смыслообразование.
Самооценка и личностное самосовершенствование.
Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Высказыватьсвои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по
предложенному учителем плану.
Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации:
Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Метапредметные:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи;
осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;
организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной
деятельности;
работать с различными источниками информации.
устанавливать взаимосвязи здоровья и образа жизни; воздействие природных и
социальных факторов на организм человека; влияние факторов окружающей
среды на функционирование и развитие систем органов;
систематизировать
основные
условия
сохранения
здоровья;
факторы,
укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;
Виды деятельности: организационно – деятельностные игры, викторины, выпуск
буклетов, защита проектов, беседы, исследования,лекции.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельности происходит путем ведения «Дневника здоровья».
Планируемые результаты
Школьники приобретут знания об основных вопросах медицины, физиологии и
гигиены, особенностях влияния вредных привычек на здоровье, особенностях
воздействия двигательной активности на организм человека, основах рационального
питания, о “полезных” и “вредных” продуктах, о значении режима питания, способах
сохранения и укрепление здоровья. Осуществляетпоиск и выделяет конкретную
информацию с помощью учителя. Используетсредства профилактики ОРЗ, ОРВИ и
др.болезней. Определяет благоприятные факторы, воздействующие на здоровье.
Заботиться о своем здоровье.Использует навыки элементарной исследовательской
деятельности в своей работе. Оказывает первую медицинскую помощь. Задает
вопросы, для организации собственной деятельности. Знает основные (самые
распестрённые) болезни систем органов, клинику и профилактику болезней человека,
источники инфекции, профилактические прививки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п Название занятия
\п
.Понятие здоровья. Продолжительность
1
жизни людей.
2
Календарный и биологический возраст.
3
Биологические науки, изучающие организм
человека: валеология, геронтология,
биометеорология, анатомия, физиология,
гигиена и психология человека.
Практическая работа № 1. Составление
рекомендаций метеозависимым людям.
4
5
Видеофильмы,
проекты.
Просмотр
видеофильма
«Ключи от
долголетия»
Почему смена погоды влияет на состояние
здоровья человека. Повышение и снижение
атмосферного давления.
6
Как влияют перепады температуры на
состояние здоровья человека. Магнитные
бури.
7
Практическая работа № 2. Составление
рекомендаций людям, подверженных
влиянию магнитных бурь.
8
Проблема загрязнения воздуха. Воздух жилых
помещений.
9
Вода и здоровье. Основные источники
загрязнения воды. Минеральная вода,
показания к применению.
10
Лабораторная работа №1. Какие
заболевания провоцирует загрязнение
воздуха.
11
Влияние перегрузок и невесомости на
организм человека
Просмотр
видеофильма
коррекция
12
Электрические и магнитные поля и их
влияние на человека.
13
14
«Человек в
космосе»
Просмотр
видеофильма «Чем
опасна
радиация».
Радиация. Рентгеновское излучение.
Режим дня. Биологические ритмы.
Роль сна на здоровье человека. Сколько
должен спать человек. Нарушение сна.
15
Практическая работа № 3.Разработка
собственного режима дня с учетом
школьных занятий и подготовки Д/З.
16
Влияние алкоголя и никотина на организм
человека и последствия.
17
Алкоголизм. Табакокурение.
18
Электронные сигареты - вредно или нет.
19
Наркотики и наркомания. Влияние
наркотиков на организм человека в
подростковом возрасте.
20
Значение физической активности в
современном обществе.
21
Укрепление и развитие опорно-двигательного
аппарата и нервной системы. Влияние
физической активности на укрепление
дыхательной и кровеносной системы.
22
Повышение иммунитета и качественные
изменения в составе крови.
23
Практическая работа № 4. Измерение
жизненного объема легких у
тренированного и нетренированного
человека.
Просмотр
видеофильма
«Вредные
привычки как
разрушители
здоровья»
24
Понятие о правильном питании и режиме
приема пищи.
25
Практическая работа № 5. Составление
индивидуального рациона питания.
26
Химический состав пищи. Калорийность.
Сбалансированное питание – залог здоровья.
Роль витаминов в обмене веществ.
27
Практическая работа № 6. Расчет
калорийности обеда.
28
Лечебные и диагностические процедуры.
29
Клинические анализы и их расшифровка
30
Общие сведения об инфекциях. Источники
заражения и пути их передачи. Сроки
инкубационного периода некоторых И.Б.
Сроки изоляции больных и средства защиты
(пути) лиц, обращающихся с ними.
Бактерии - возбудители болезней:
скарлатины, коклюша, ангины, пневмонии,
чумы, ботулизма, туберкулеза – клиника,
лечение и профилактика.
Практическая работа № 7. Выращивание
бактерии- картофельной палочки.
31
32
33
Вирусы, возбудители болезней: краснухи,
ветрянки, свинки, гриппа, СПИДа - клиника,
лечение и профилактика.
34
Антибиотики, их влияние на организм
человека.
35
Активная и пассивная иммунизация.
Профилактические прививки. Виды
вакцинации. Как изготавливают вакцины.
36
Возрастные изменения в опорнодвигательном аппарате.
Просмотр
видеофильма
«Вакцина»
37
Клиника и признаки заболевания артроза,
радикулита, остеохондроза, сколиоза,
плоскостопия.
38
Практическая работа №8 «Диагностика
плоскостопия и сколиоза».
39
Практическая работа №9 «Разработка мер
по профилактике сколиоза в школе и
дома»
40
Травмы: растяжения, вывихи, переломы и
оказание первой помощи.
41
Практическая№10. «Наложение шины при
переломах»
42
Возрастные изменения в сердечно сосудистой системе, Изменение
кровообращения.
43
Клиника и признаки заболевания
ишемической болезни сердца, гипертонии,
гипотонии, артериосклероза.
44
Практическая работа№11. Измерение
артериального давления.
45
Профилактика и лечение инфаркта миокарда,
инсульта, анемии.
Кровотечения, оказание первой помощи
46
Практическая работа №12.Наложение
стерильных повязок на голову, грудь,
живот, конечности. Наложение жгута при
кровотечениях.\
47
Возрастные изменения дыхательной системы.
Причины возникновения и признаки
заболевани.
48
Клиника и признаки заболевания ринита,
ОРЗ, гайморита, горной болезни. Клиника и
признаки заболевания бронхиальной астмой,
пневмонией, раком легких, туберкулезом.
49
50
51
Практическая работа №13. «Измерение
ЖОЛ». «Оказание первой помощи при
остановке дыхания»
Клиника и профилактика болезней
желудочно-кишечного тракта: гастрита, язвы
желудка, дисбактериоза, панкреатита,
холецистита.
Симптомы и лечение аппендицита, цирроза
печени. Неправильное пищевое поведение –
анерексия.
Симптомы и причины развития цистита и
почечнокаменной болезни.
52
Возрастные изменения нервной системы.
Симптомы и клиника течения амнезии,
мигрени, рака головного мозга, комы.
53
Признаки эпилепсии, менингита, стресса и
депрессии.
54
Заболевания, связанные с задержкой
психологического развития у детей: ЗПР и
олигофрения
55
Причины, профилактика и симптомы
дерматита, герпеса, меланомы, псориаза,
грибковых заболеваний. Как избавиться от
56
Как избавиться от веснушек, бородавок и
угрей. Какие проблемы кожи можно решить с
помощью масок? Различные виды масок.
57
Уход за кожей. Способствует ли солярий
развитию рака кожи. Какой должна быть
подростковая косметика. Уход за ногтями и
волосами.
58
Практическая работа №14. Определение
типа кожи и подбор крема по уходу за
кожей лица.
Просмотр
видеофильма
«Живая еда»
Просмотр
видеофильма
«Искусственная
почка»
Просмотр
видеофильма
(советы врача)
«Подростковые
угри»
59
Обморожения и ожоги их классификация.
60
Практическая работа №15. Оказание
первой помощи при ожогах и
обморожениях.
61
Возрастные изменения органов зрения.
Особенности развития болезни: катаракта,
глаукома, отслоение сетчатки.
62
Причины, профилактика и симптомы
близорукости, дальнозоркости,
конъюнктивита.
63
Практическая работа №16. Определение
остроты зрения по таблице. Зарядка для
глаз.
64
Возрастные изменения органов слуха.
Причины, профилактика и симптомы
синусита, отита. серной пробки, тугоухости.
Причины возникновения и симптомы
гемофилии, дальтонизма, синдрома Дауна.
Современные иммуномодуляторы, можно ли
применять без рецепта врача?
65
66
67
Проблемы современной иммунологии,
аллергии и генетики.
68
Этика и деонтология в медицине.
Исследовательская
работа: «Проблемы
современной
иммунологии,
аллергии и
генетики».
Литература: (для учителя)
1. Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт –
т. Факт. Здоровья. № 7).
2. Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.
3. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как
вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
4. Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС,
1992 – 400с.
5. Ресурсы Интернета.
6. Электронные и энциклопедические справочники.
7. Основы медицинских знаний. Е.Е. Тен. Москва. Издательство «Мастерство»
2002 год.
8. Основы медицинских знаний. Семейная академия. Р.В. Овчарова. Вопросы и
ответы. Москва. «Просвещение». Учебная литература.1996 год
9. Основы медицинских знаний учащихся. Пробный учебник для средних
учебных заведений, под редакцией М.И. Гоголева. Москва. «Просвещение»
1991год.
Литература: (для детей)
1. Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство
Астрель”, 2001 – 320с.
2. Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
3. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”.
М.; Аванта + , 2002. – 640с.
4. Детская энциклопедия. Т. 18. Человек. «Аванта +» Москва, 2002 год.