ДОП Физика вокруг нас

Пояснительная записка
ДОП естественно-научного направления «Физика вокруг нас» предназначена для
обучающихся 8 классов. Курс рассчитан на 34 ч. Содержание курса предполагает изучение и
сравнительный анализ физических процессов, происходящих в различных объектах живой
природы. Иллюстрируются и доказываются общность и универсальность физических законов.
Это дает учащимся возможность осознать место человека в окружающем мире, у них
происходит формирование общей системы знаний о мире, отражающей взаимосвязь различных
форм движения материи на основе межпредметных связей физики, медицины, биологии,
техники при изучении электрических и механических явлений. Дается представление о
современных медицинских диагностиках и терапевтических методиках, о явлении трения и его
значение в жизни человека, в основе которых лежат достижения современной физики.
Целесообразность изучения предлагаемого элективного курса обусловлена значением
знаний по физике для понимания процессов , происходящих в человеческом организме. Данный
курс позволяет более полно реализовать межпредметные связи и дает возможность изучать
смежные учебные предметы (биологию, физику) в будущем на профильном уровне. Здесь
обучающиеся увидят применимость законов физики к живому организму, ознакомятся с
некоторыми результатами бионики, научатся объяснять некоторые процессы, происходящие в
живом организме законами физики. Интегрированный курс основан на теоретических знаниях
и практических умений в области физики и биологии. Обучающиеся узнают, что в основе
работы человеческого организма лежат законы физики, научатся правильно применять их для
сохранения своего здоровья. Предлагаемый курс позволит ученикам сориентироваться в выборе
профессии медицинского работника, физика, биолога.
Цели курса:







знакомство с основными методами применения физических законов в медицине,
биологии, технике.
развитие познавательного интереса к современной медицинской технике;
создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора будущего
естественно-научного профиля обучения;
предоставление обучающимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к
изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой
деятельности.
установление межпредметных связей между физикой и биологией, дающее больше
возможности для формирования представлений о единстве материального мира;

Задачи курса:
 развить интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе
самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием
различных источников информации;





способствовать приобретению коммуникативных умений;
научить: осуществлять поисковую деятельность при решении теоретических задач,
выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов;
воспитать навыки сотрудничества в процессе совместной работы, корректное отношение
к мнению оппонента, способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям;
развить интерес и учебную мотивацию к учебному предмету: физика и биология.

Основными
методами
обучения являются
частично-поисковый,
иллюстрированный, проблемный, исследовательский.

информационно-

Формы обучения: лекция, семинары, экспериментальные задания, самостоятельная работа над
теоретическим материалом темы курса, консультации с учителем, защита творческих работ,
коллективная.
Работа обучающихся оценивается по следующим компонентам:
учебная деятельность и личностный рост ученика в ходе учебной деятельности;
содержание и форма представленной творческой работы;




Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые результаты освоения программы направлены на развитие универсальных
учебных действий, ИКТ-компетентности обучающихся, опыта проектной деятельности,
навыков работы с информацией.
Личностные:











Сформированность познавательных интересов к практической и проектной деятельности
и основ социально-критического мышления на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общения, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к
элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений понимании их
значения для дальнейшего изучения естественных дисциплин;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностноориентированного подхода; умении определять границы собственного знания и
незнания; развитии способности к самооценке (оценивать собственную учебную
деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность,
причины неудач);
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Сформированности коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и учителем;
Усвоении ТБ при проведении практических работ, сформированности бережного
отношения к школьному оборудованию.

Метапредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:




Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановка целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;
Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными
учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и

экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей
процессов или явлений;
В сфере познавательных универсальных учебных действий:








Формировать умения воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными
каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для
поиска информации об объектах.
Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников, и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
Осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими
методами решения проблем

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


Формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные:









Формировать представления о закономерной связи и познания природы, об
объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития
других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как
результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
Формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы
(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и
поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи
механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов
электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и
символическим языком физики;
Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических
явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с
использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать
неизбежность погрешности любых измерений;
Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных
электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и
искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на
окружающую среду и организм человека;





Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением
полученных знаний механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с
целью сбережения здоровья;
Формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и
энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и
механизмов.

Содержание программы курса "Физика вокруг нас".
Тема 1 "Все началось с янтаря"
Фалес из Милены. Что такое электричество? Электризация тел. Вопреки законам физики.
Борьба со статическим электричеством. Антистатический агент. Реферат на тему: "Применение
статического электричества".
Тема 2. Электрический ток.
Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Практическое применение электрических токов
различных по напряжению, форме, частоте колебаний, направлению. От электронной теории к
атомной теории материи.
Реферат на тему: "Электричество и жизнь".
Тема 3. Применение постоянного тока с лечебной целью.
Гальванизация. Прогрев тканей. Усиление кровообращение и лимфообращения.
Лечение артритов, бурситов. Экскурсия в физиотерапевтический кабинет.
Проект на тему: "Гальванизация"
Тема 4. Электрический помощник врача.
Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование в технике.
Электрофорез. Особенности метода. Техника и методика электрофореза.
Некоторые частные методики электрофореза.
Проект на тему: "Электрофорез лекарственных веществ"
Тема 5. Электричество в живых организмах.
Открытие Гальвани. Электрические явления в нервной системе животных. Электрические
свойства тканей. Реферат на тему: "Электрические рыбы"
"История открытия животного электричества"
Тема 6. Электричество и растения.
Электрические явления в растениях. Влияние электричества на рост растений Реферат на тему:
"Растения - хищники", "Растительное электричество".
Тема 7. Методы диагностики.
Электродиагностика. Что такое ЭКГ, ЭМГ, УЗИ.
Тема 8. Электромагнитное поле в нашей жизни.
Термоэлектрические приборы.
Принцип нагрева токами СВЧ. Печи СВЧ. Вредна ли микроволновка?

Меры безопасности при работе с печью СВЧ. Проект на тему: "Технология производства
электрооборудования".
Тема 9. Электрические явления в атмосфере.
Искровой разряд. Грозовая туча .Молния. Шаровая молния. Электрический разряд и
плодородие. Реферат на тему: "Природа шаровой молнии"
Тема 10. Магнит.
Китайский компас Открытие В. Гильберта. Природа магнетизма.
Магниты в медицине.
Реферат на тему: "Магниты в медицине"
Тема 11. Круглый стол.
Защита учащимися зачетных работ: рефератов, исследовательских проектов, компьютерных
презентаций (вид работы и форму ее представления выбирают сами).
Тема 12. Сила. Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения.
Трение и явления природы.
Первые исследования трения. Причины трения. Нагревание тел при трение.
Тема 13. Трение в жизни человека.
Трение при ходьбе. Форма пятки человека и трение. Движение крови по сосудистой системе.
Тазобедренный сустав человека - естественный узел трения.
Тема 14. Учет и использование особенностей трения в быту.
Почему звучит скрипка. Материалы для обуви с учетом трения.
Тормозные устройства. Раздвижные двери. Трение в технических устройствах. Блокирование
колес. Автомобильные шины. Трение и автомобильные гонки. Смазка.
Тема 15. Силы сопротивления.
Трение в жидкости и воздухе. Движение тел в воде и воздухе. Движение судов, подводных
лодок, самолетов, космических кораблей и их форма. Гидродинамический эффект. Вязкое
трение. Льды и ледокол.
Тема 16. Силы трения и сопротивления в организмах животных и растений.
Проблемы трения внутри живых организмов и при их передвижении. Равномерное движение
жидкостей по трубам. Планирующий полет. Лучшие пловцы - рыбы, дельфины. Растение
перекати-поле. Способы передвижения животных. Органы движения у животных.
Тема 17. Если бы не было трения.
Физическая причина катастрофы "Челюскина" От чего зависит крепость узлов?
Приливы: Солнце против Луны. Гоночные машины "в хвосте " друг друга.
Учебно-тематический план курса.

Наименование разделов и тем

Количество
часов

Теория

Практика

Формы
аттестации

(всего)
1.Тема№ 1 Все началось с янтаря

2

2

2.Тема №2 Электрический ток

2

2

3. Тема №3 Применение постоянного 2
тока с лечебной целью

1

1

4.Тема№4
врача

помощник 2

1

1

5.Тема№ 5 Электричество в живых 2
организмах

2

6.Тема№6 Электричество и растения

2

2

7.Тема№7 Методы диагностики

2

2

8.Тема№8 Электромагнитное поле в 2
нашей жизни

2

9.Тема№9 Электрические
атмосфере

в 2

2

10.Тема№10 Магнит

2

2

11 Круглый стол

2

2

сообщения

12.Тема №12 Сила. Сила трения. Трение 2
покоя ,скольжения, качения.

2

Практичекая
работа

Электрический

явления

13 Тема №13 Трение в жизни человека.

2

выставка
Творческие
задания

Защита
проектов

Защита
проектов

2

14 Тема № 14.Учет и использование 2
особенностей трения в быту

2

Защита
проектов

15.Тема №15 Силы сопротивления. 2
Трение в жидкости и воздухе.

2

Практическая
работа

16.Тема№16.Силы
трения
и 2
сопротивления в организмах животных и
растений.
17.Тема № 17 Если бы не было трения.

2

Итого

34

сообщения

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2

Творческие
задания

№
Тема урока
урока
Тема 1. Все началось с янтаря. (2часа).
1/1
Что такое электричество. Электризация тел.
1/2
Борьба со статическим электричеством
Тема 2. Электрический ток. (2ч)
2/1
Электрический ток. Сила тока. Напряжение
2/2
Практическое применение электрических токов.
Тема 3. Применение постоянного тока с лечебной целью. (2ч)

3/1

Гальванизация. Прогрев тканей. Усиление кровообращения и
лимфообращения.
Лечение артритов, бурситов.
Экскурсия в физиотерапевтический кабинет

3/2
Тема 4. Электрический помощник врача (2ч)

Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз,
использование в технике.
Электрофорез. Особенности метода. Техника и методика
4/2
электрофореза
Тема 5. Электричество в живых организма. (2ч)
4/1

5/1
5/2

Открытие Гальвани. Электрические явления в нервной системе
животных .
Электрические свойства тканей. Электрические рыбы. История
открытия животного электричества.

Тема 6. Электричество и растения. (2ч)

6/1
6/2

Электрические явления в растениях. Влияние электричества на
рост растений .
. "Растения - хищники", "Растительное электричество".
Тема 7. Методы диагностики (2ч)

7/1

Электродиагностика. Что такое ЭКГ, ЭМГ, УЗИ.

7/2

Что такое ЭКГ, ЭМГ, УЗИ.
Тема 8. Электромагнитное поле в нашей жизни . (2ч)
Термоэлектрические приборы.

8/1

Принцип нагрева токами СВЧ. Печи СВЧ.
Вредна ли микроволновка?

8/2

Меры безопасности при работе с печью СВЧ.

Тема 9. Электрические явления в атмосфере (2ч)
9/1

Искровой разряд. Грозовая туча .Молния.

Шаровая молния. Электрический разряд и плодородие.
9/2
Тема 10. Магнит (2ч)
10/1

Китайский компас Открытие В. Гильберта. Природа магнетизма.

Магниты в медицине.
10/2
Тема 11. Круглый стол (2ч)
11/1

Защита учащимися зачетных работ: рефератов, исследовательских
проектов.
Защита учащимися компьютерных презентаций

11/2

Подведение итогов (круглый стол).
Тема №12 Сила. Сила трения. (2ч)

12/1

Трение и явления природы. Первые исследования трения.

12/2

Причины трения. Нагревание тел при трении.
Тема 13. Трение в жизни человека. (2ч)

13/1

Трение при ходьбе. Форма пятки человека и трение.

13/2

Движение крови по сосудистой системе. Тазобедренный сустав
человека .
Тема № 14.Учет и использование особенностей трения в быту(2ч)
Почему звучит скрипка. Материалы для обуви с учетом трения.

14/1

Тормозные устройства. Раздвижные двери.

14/2

Трение в технических устройствах. Блокирование колес.
Автомобильные шины. Трение и автомобильные гонки. смазка.
Тема 15. Силы сопротивления. (2 ч)

15/1

Трение в жидкости и воздухе. Движение тел в воде и воздухе.
Движение судов, подводных лодок, самолетов, космических
кораблей.
Гидродинамический эффект. Вязкое трение. Льды и ледокол.

15/2

Тема 16. Силы трения и сопротивления в организмах животных и
растений.(2ч)

16/1

Проблемы трения внутри живых организмов и при
передвижении. Равномерное движение жидкостей по трубам.

16/2

Планирующий полет. Лучшие пловцы - рыбы, дельфины.
Растение перекати-поле. Способы передвижения животных.
Органы движения у животных.
Тема 17. Если бы не было трения. (2ч)

17/1

Приливы: Солнце против Луны.

их

Гоночные машины "в хвосте " друг друга.
17/2

Итого: 34 часа

Учебно-методическое обеспечение.
1. Электив. Конструктор элективных курсов. Москва.2006.
2. Беркинблит М.Б., Глаголева Е.Г. " Электричество в живых организмах"-М; "Наука" 1988.
3. Кац Ц.Б. " Биофизика на уроках физике".- М; Просвещение.1988.
4. Соколова Н.Г., Соколова Т.В. "Физиотерапия"
5. Элиот Л., Уилкокс У. Физика.- М; "Наука".1975.
6. Тарасов Л.В. Физика в природе.- М; "Вербум - М" 2002.
Видеоматериалы.
1. Школьный физический эксперимент.
2. "Физика - 1, 2, 3 , 4 , 5 , 6, 7, 8"
Программное обеспечение.
1. Открытая физика. Часть II. Электричество и магнетизм. Оптика.
2. Квантовая физика.- Г. Долгопрудный: ООО "Физикон", 1997.
3. Электронный задачник по физике.- М: Медиа Паблишинг, 1997.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000.- М.: Кирилл и Мефодий, 1999.
5.От плуга до лазера 2.0. Интерактивная энциклопедия.- М.: Компания "Новый Диск", 1998.
6."Уроки физики Кирилла и Мефодия" (5-6 классы.).- М.: Кирилл и Мефодий, 1999.
7. Медицинская энциклопедия.
Литература для учителя
1. Программы
Воронеж,2005.

ориентационных

курсов

по

предпрофильной

подготовке

учащихся.

2. Конструктор элективных курсов. Ориентационные курсы М; 2006.
3. Беркинблит М. Б.,.Глаголева Е.Г. "Электричество в живых организмах". М; Наука, 1988.
4. Кац Ц. Б. "Биофизика на уроках физики". М; Просвещение, 1988.
5. Соколова Н.Г., Соколова Т .В. "Физиотерапия"
6. Тарасов Л.В. " Физика в природе". М; Вербум-М, 2002.
7. Ламырева Н.А.Проектная деятельность учащихся. В; "Учитель", 2008г.
Литература для обучающихся.

1. Блудов М.И. Беседы по физике.- М; Просвещение, 1980.
2. Горелов Л.А. Занимательные опыты по физике.- М; Просвещение, 1985.
3. Дерягин Б.В. Что такое трение.- М; Просвещение,1986.
4. Мощанский В.Н. История физики в средней школе. - М; Просвещение,1981.
5. Перельман Я. И. Занимательная физика.- М; " АСТ" 2005.
6. Уокер Дж. Физический фейерверк - М; "Мир", 1989.
7. Русские народные сказки, пословицы, поговорки.
Библиотека – всё по предмету «Физика». http://www.proshkolu.ru
Видеоопыты на уроках. http://fizika-class,narod.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
Интересные материалы к урокам физики по темам; наглядные пособия к урокам. http://classfizika.narod.ru
Цифровые образовательные ресурсы. http://www.openclass.ru
Электронные учебники по физике. http://www.fizika.ru
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».