Пояснительная записка ДОП естественно-научного направления «Физика вокруг нас» предназначена для обучающихся 8 классов. Курс рассчитан на 34 ч. Содержание курса предполагает изучение и сравнительный анализ физических процессов, происходящих в различных объектах живой природы. Иллюстрируются и доказываются общность и универсальность физических законов. Это дает учащимся возможность осознать место человека в окружающем мире, у них происходит формирование общей системы знаний о мире, отражающей взаимосвязь различных форм движения материи на основе межпредметных связей физики, медицины, биологии, техники при изучении электрических и механических явлений. Дается представление о современных медицинских диагностиках и терапевтических методиках, о явлении трения и его значение в жизни человека, в основе которых лежат достижения современной физики. Целесообразность изучения предлагаемого элективного курса обусловлена значением знаний по физике для понимания процессов , происходящих в человеческом организме. Данный курс позволяет более полно реализовать межпредметные связи и дает возможность изучать смежные учебные предметы (биологию, физику) в будущем на профильном уровне. Здесь обучающиеся увидят применимость законов физики к живому организму, ознакомятся с некоторыми результатами бионики, научатся объяснять некоторые процессы, происходящие в живом организме законами физики. Интегрированный курс основан на теоретических знаниях и практических умений в области физики и биологии. Обучающиеся узнают, что в основе работы человеческого организма лежат законы физики, научатся правильно применять их для сохранения своего здоровья. Предлагаемый курс позволит ученикам сориентироваться в выборе профессии медицинского работника, физика, биолога. Цели курса: знакомство с основными методами применения физических законов в медицине, биологии, технике. развитие познавательного интереса к современной медицинской технике; создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора будущего естественно-научного профиля обучения; предоставление обучающимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности. установление межпредметных связей между физикой и биологией, дающее больше возможности для формирования представлений о единстве материального мира; Задачи курса: развить интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации; способствовать приобретению коммуникативных умений; научить: осуществлять поисковую деятельность при решении теоретических задач, выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов; воспитать навыки сотрудничества в процессе совместной работы, корректное отношение к мнению оппонента, способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям; развить интерес и учебную мотивацию к учебному предмету: физика и биология. Основными методами обучения являются частично-поисковый, иллюстрированный, проблемный, исследовательский. информационно- Формы обучения: лекция, семинары, экспериментальные задания, самостоятельная работа над теоретическим материалом темы курса, консультации с учителем, защита творческих работ, коллективная. Работа обучающихся оценивается по следующим компонентам: учебная деятельность и личностный рост ученика в ходе учебной деятельности; содержание и форма представленной творческой работы; Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Планируемые результаты освоения программы направлены на развитие универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности обучающихся, опыта проектной деятельности, навыков работы с информацией. Личностные: Сформированность познавательных интересов к практической и проектной деятельности и основ социально-критического мышления на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общения, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений понимании их значения для дальнейшего изучения естественных дисциплин; Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностноориентированного подхода; умении определять границы собственного знания и незнания; развитии способности к самооценке (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач); Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Сформированности коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем; Усвоении ТБ при проведении практических работ, сформированности бережного отношения к школьному оборудованию. Метапредметные: В сфере регулятивных универсальных учебных действий: Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановка целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; В сфере познавательных универсальных учебных действий: Формировать умения воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации об объектах. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач; Осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем В сфере коммуникативных универсальных учебных действий: Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Предметные: Формировать представления о закономерной связи и познания природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики; Формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики; Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешности любых измерений; Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека; Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья; Формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов. Содержание программы курса "Физика вокруг нас". Тема 1 "Все началось с янтаря" Фалес из Милены. Что такое электричество? Электризация тел. Вопреки законам физики. Борьба со статическим электричеством. Антистатический агент. Реферат на тему: "Применение статического электричества". Тема 2. Электрический ток. Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Практическое применение электрических токов различных по напряжению, форме, частоте колебаний, направлению. От электронной теории к атомной теории материи. Реферат на тему: "Электричество и жизнь". Тема 3. Применение постоянного тока с лечебной целью. Гальванизация. Прогрев тканей. Усиление кровообращение и лимфообращения. Лечение артритов, бурситов. Экскурсия в физиотерапевтический кабинет. Проект на тему: "Гальванизация" Тема 4. Электрический помощник врача. Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование в технике. Электрофорез. Особенности метода. Техника и методика электрофореза. Некоторые частные методики электрофореза. Проект на тему: "Электрофорез лекарственных веществ" Тема 5. Электричество в живых организмах. Открытие Гальвани. Электрические явления в нервной системе животных. Электрические свойства тканей. Реферат на тему: "Электрические рыбы" "История открытия животного электричества" Тема 6. Электричество и растения. Электрические явления в растениях. Влияние электричества на рост растений Реферат на тему: "Растения - хищники", "Растительное электричество". Тема 7. Методы диагностики. Электродиагностика. Что такое ЭКГ, ЭМГ, УЗИ. Тема 8. Электромагнитное поле в нашей жизни. Термоэлектрические приборы. Принцип нагрева токами СВЧ. Печи СВЧ. Вредна ли микроволновка? Меры безопасности при работе с печью СВЧ. Проект на тему: "Технология производства электрооборудования". Тема 9. Электрические явления в атмосфере. Искровой разряд. Грозовая туча .Молния. Шаровая молния. Электрический разряд и плодородие. Реферат на тему: "Природа шаровой молнии" Тема 10. Магнит. Китайский компас Открытие В. Гильберта. Природа магнетизма. Магниты в медицине. Реферат на тему: "Магниты в медицине" Тема 11. Круглый стол. Защита учащимися зачетных работ: рефератов, исследовательских проектов, компьютерных презентаций (вид работы и форму ее представления выбирают сами). Тема 12. Сила. Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение и явления природы. Первые исследования трения. Причины трения. Нагревание тел при трение. Тема 13. Трение в жизни человека. Трение при ходьбе. Форма пятки человека и трение. Движение крови по сосудистой системе. Тазобедренный сустав человека - естественный узел трения. Тема 14. Учет и использование особенностей трения в быту. Почему звучит скрипка. Материалы для обуви с учетом трения. Тормозные устройства. Раздвижные двери. Трение в технических устройствах. Блокирование колес. Автомобильные шины. Трение и автомобильные гонки. Смазка. Тема 15. Силы сопротивления. Трение в жидкости и воздухе. Движение тел в воде и воздухе. Движение судов, подводных лодок, самолетов, космических кораблей и их форма. Гидродинамический эффект. Вязкое трение. Льды и ледокол. Тема 16. Силы трения и сопротивления в организмах животных и растений. Проблемы трения внутри живых организмов и при их передвижении. Равномерное движение жидкостей по трубам. Планирующий полет. Лучшие пловцы - рыбы, дельфины. Растение перекати-поле. Способы передвижения животных. Органы движения у животных. Тема 17. Если бы не было трения. Физическая причина катастрофы "Челюскина" От чего зависит крепость узлов? Приливы: Солнце против Луны. Гоночные машины "в хвосте " друг друга. Учебно-тематический план курса. Наименование разделов и тем Количество часов Теория Практика Формы аттестации (всего) 1.Тема№ 1 Все началось с янтаря 2 2 2.Тема №2 Электрический ток 2 2 3. Тема №3 Применение постоянного 2 тока с лечебной целью 1 1 4.Тема№4 врача помощник 2 1 1 5.Тема№ 5 Электричество в живых 2 организмах 2 6.Тема№6 Электричество и растения 2 2 7.Тема№7 Методы диагностики 2 2 8.Тема№8 Электромагнитное поле в 2 нашей жизни 2 9.Тема№9 Электрические атмосфере в 2 2 10.Тема№10 Магнит 2 2 11 Круглый стол 2 2 сообщения 12.Тема №12 Сила. Сила трения. Трение 2 покоя ,скольжения, качения. 2 Практичекая работа Электрический явления 13 Тема №13 Трение в жизни человека. 2 выставка Творческие задания Защита проектов Защита проектов 2 14 Тема № 14.Учет и использование 2 особенностей трения в быту 2 Защита проектов 15.Тема №15 Силы сопротивления. 2 Трение в жидкости и воздухе. 2 Практическая работа 16.Тема№16.Силы трения и 2 сопротивления в организмах животных и растений. 17.Тема № 17 Если бы не было трения. 2 Итого 34 сообщения 2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 Творческие задания № Тема урока урока Тема 1. Все началось с янтаря. (2часа). 1/1 Что такое электричество. Электризация тел. 1/2 Борьба со статическим электричеством Тема 2. Электрический ток. (2ч) 2/1 Электрический ток. Сила тока. Напряжение 2/2 Практическое применение электрических токов. Тема 3. Применение постоянного тока с лечебной целью. (2ч) 3/1 Гальванизация. Прогрев тканей. Усиление кровообращения и лимфообращения. Лечение артритов, бурситов. Экскурсия в физиотерапевтический кабинет 3/2 Тема 4. Электрический помощник врача (2ч) Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование в технике. Электрофорез. Особенности метода. Техника и методика 4/2 электрофореза Тема 5. Электричество в живых организма. (2ч) 4/1 5/1 5/2 Открытие Гальвани. Электрические явления в нервной системе животных . Электрические свойства тканей. Электрические рыбы. История открытия животного электричества. Тема 6. Электричество и растения. (2ч) 6/1 6/2 Электрические явления в растениях. Влияние электричества на рост растений . . "Растения - хищники", "Растительное электричество". Тема 7. Методы диагностики (2ч) 7/1 Электродиагностика. Что такое ЭКГ, ЭМГ, УЗИ. 7/2 Что такое ЭКГ, ЭМГ, УЗИ. Тема 8. Электромагнитное поле в нашей жизни . (2ч) Термоэлектрические приборы. 8/1 Принцип нагрева токами СВЧ. Печи СВЧ. Вредна ли микроволновка? 8/2 Меры безопасности при работе с печью СВЧ. Тема 9. Электрические явления в атмосфере (2ч) 9/1 Искровой разряд. Грозовая туча .Молния. Шаровая молния. Электрический разряд и плодородие. 9/2 Тема 10. Магнит (2ч) 10/1 Китайский компас Открытие В. Гильберта. Природа магнетизма. Магниты в медицине. 10/2 Тема 11. Круглый стол (2ч) 11/1 Защита учащимися зачетных работ: рефератов, исследовательских проектов. Защита учащимися компьютерных презентаций 11/2 Подведение итогов (круглый стол). Тема №12 Сила. Сила трения. (2ч) 12/1 Трение и явления природы. Первые исследования трения. 12/2 Причины трения. Нагревание тел при трении. Тема 13. Трение в жизни человека. (2ч) 13/1 Трение при ходьбе. Форма пятки человека и трение. 13/2 Движение крови по сосудистой системе. Тазобедренный сустав человека . Тема № 14.Учет и использование особенностей трения в быту(2ч) Почему звучит скрипка. Материалы для обуви с учетом трения. 14/1 Тормозные устройства. Раздвижные двери. 14/2 Трение в технических устройствах. Блокирование колес. Автомобильные шины. Трение и автомобильные гонки. смазка. Тема 15. Силы сопротивления. (2 ч) 15/1 Трение в жидкости и воздухе. Движение тел в воде и воздухе. Движение судов, подводных лодок, самолетов, космических кораблей. Гидродинамический эффект. Вязкое трение. Льды и ледокол. 15/2 Тема 16. Силы трения и сопротивления в организмах животных и растений.(2ч) 16/1 Проблемы трения внутри живых организмов и при передвижении. Равномерное движение жидкостей по трубам. 16/2 Планирующий полет. Лучшие пловцы - рыбы, дельфины. Растение перекати-поле. Способы передвижения животных. Органы движения у животных. Тема 17. Если бы не было трения. (2ч) 17/1 Приливы: Солнце против Луны. их Гоночные машины "в хвосте " друг друга. 17/2 Итого: 34 часа Учебно-методическое обеспечение. 1. Электив. Конструктор элективных курсов. Москва.2006. 2. Беркинблит М.Б., Глаголева Е.Г. " Электричество в живых организмах"-М; "Наука" 1988. 3. Кац Ц.Б. " Биофизика на уроках физике".- М; Просвещение.1988. 4. Соколова Н.Г., Соколова Т.В. "Физиотерапия" 5. Элиот Л., Уилкокс У. Физика.- М; "Наука".1975. 6. Тарасов Л.В. Физика в природе.- М; "Вербум - М" 2002. Видеоматериалы. 1. Школьный физический эксперимент. 2. "Физика - 1, 2, 3 , 4 , 5 , 6, 7, 8" Программное обеспечение. 1. Открытая физика. Часть II. Электричество и магнетизм. Оптика. 2. Квантовая физика.- Г. Долгопрудный: ООО "Физикон", 1997. 3. Электронный задачник по физике.- М: Медиа Паблишинг, 1997. 4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000.- М.: Кирилл и Мефодий, 1999. 5.От плуга до лазера 2.0. Интерактивная энциклопедия.- М.: Компания "Новый Диск", 1998. 6."Уроки физики Кирилла и Мефодия" (5-6 классы.).- М.: Кирилл и Мефодий, 1999. 7. Медицинская энциклопедия. Литература для учителя 1. Программы Воронеж,2005. ориентационных курсов по предпрофильной подготовке учащихся. 2. Конструктор элективных курсов. Ориентационные курсы М; 2006. 3. Беркинблит М. Б.,.Глаголева Е.Г. "Электричество в живых организмах". М; Наука, 1988. 4. Кац Ц. Б. "Биофизика на уроках физики". М; Просвещение, 1988. 5. Соколова Н.Г., Соколова Т .В. "Физиотерапия" 6. Тарасов Л.В. " Физика в природе". М; Вербум-М, 2002. 7. Ламырева Н.А.Проектная деятельность учащихся. В; "Учитель", 2008г. Литература для обучающихся. 1. Блудов М.И. Беседы по физике.- М; Просвещение, 1980. 2. Горелов Л.А. Занимательные опыты по физике.- М; Просвещение, 1985. 3. Дерягин Б.В. Что такое трение.- М; Просвещение,1986. 4. Мощанский В.Н. История физики в средней школе. - М; Просвещение,1981. 5. Перельман Я. И. Занимательная физика.- М; " АСТ" 2005. 6. Уокер Дж. Физический фейерверк - М; "Мир", 1989. 7. Русские народные сказки, пословицы, поговорки. Библиотека – всё по предмету «Физика». http://www.proshkolu.ru Видеоопыты на уроках. http://fizika-class,narod.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru Интересные материалы к урокам физики по темам; наглядные пособия к урокам. http://classfizika.narod.ru Цифровые образовательные ресурсы. http://www.openclass.ru Электронные учебники по физике. http://www.fizika.ru 2