Информационная карта о результатах деятельности по сопровождению профессионального развития педагогических работников МАОУ СОШ № 2 Повышение квалификации учителя является одновременно пусковым механизмом самообразования и условием успешности учителя. Организовать, найти разумно-оптимальные формы профессионального обучения учителей, сделать это через стимулирование, оригинальные подходы – одна из важнейших задач управления. В.М. Лизинский Создание условий для профессионального развития и наиболее полной самореализации личности педагога становится важной составляющей процессов модернизации образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности учителя, его личностных качеств, уровня развития мотивационно ценностной ориентации на профессию «педагог». Непрерывное профессиональное развитие помогает педагогу обеспечить одно из самых главных прав обучающихся – право на качественное образование. Сегодня современному обществу нужны уверенные в себе профессионалы, которые умеют правильно рассчитывать собственные силы и возможности, оценивать результаты своей деятельности, как в обычной жизни, так и в профессии, обладают высокой творческой активностью, ответственностью, способностью анализировать, прогнозировать, конструктивно решать конфликтные ситуации, делать самостоятельный осознанный выбор, адекватно выражать свои эмоции, контролировать своё поведение, учиться, стремиться к самоактуализации – более полному развитию своих личностных возможностей, реализации способностей и талантов. Чтобы воспитать такого профессионала, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества. Не случайно современная образовательная система не мыслима без непрерывного повышения профессионального уровня педагогических кадров, а, следовательно, и непрерывного профессионального развития, важным условием которого является профессиональное саморазвитие педагога, развитие его профессиональной компетентности. Профессиональное развитие педагогов - важный ресурс, обеспечивающий качественное образование разных категорий обучающихся. 1 Профессиональное развитие – многогранный процесс. Это рост и становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. Это активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новым способам профессиональной деятельности, развитию положительной мотивации на профессиональной саморазвитие, повышению педагогического мастерства и самореализации. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который: постоянно повышает уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой; на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение; достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся; гармонично сочетает элементы деятельностной и коммуникативной подструктур. Управленческая деятельность в МАОУ СОШ № 2 реализуется через функции планирования, организации, мотивации, регулирования, контроль, которые находятся во взаимосвязи и направлены на создание условий, обеспечивающих профессиональное развитие педагогических работников. Деятельность по поддержке профессионального развития педагогов предполагает выстраивание модели, представляющей системное видение управленческой и методической работы. В данном случае речь идёт о внутришкольной модели поддержки профессионального развития педагогов. 2 1. Нормативноправовое 2. Организации методической службы в школе обеспечение профессионального развития педагогов 5. Создание творческих (рабочих) групп, внедрение «наставничества» 6. Самообразо вание педагогов 3. Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Модель поддержки профессионального развития педагогов МАОУ СОШ № 2» 7. Мотивация педагогов на профессиональн ое развитие 4. Поддержка профессионального развития педагогов в период аттестации 8. Диагностика и мониторинг профессионально значимых характеристик личности педагога, процесс определения показателей оценки профессионального развития педагогов 1. Нормативно-правовое обеспечение профессионального развития педагогов. Профессиональное развитие педагогов достигается за счёт разработки нормативно-правовых документов. Систематизация разработанных нормативно-правовых документов позволяет создать банк локальных актов, которые размещены на сайте школы https://2nev.uralschool.ru Положение об организации научно – методической работы в МАОУ СОШ № 2 Невьянского ГО Положение об инновационной деятельности педагогических работников Положение о предметной декаде 3 Положение о стимулирующих выплатах Положение о внутренней системе качества образования Положение о школьных педагогических чтениях Положение об аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям Положение о наставничестве 2. Организация методической службы в школе Методическая служба – важное, многофункциональное направление деятельности в МАОУ СОШ № 2, связанное с решением задач кадрового, концептуального, программно-методического обеспечения жизнедеятельности школы и образовательного процесса. Анализ деятельности методической службы позволяет выявить наиболее её приоритетные функции, среди которых: аналитическая, оценочно-результативная – изучение: профессиональной культуры педагога, владения культурой речи, методами взаимодействия с обучающимися (с классом), методикой организации и проведения урока, занятий по внеурочной деятельности; проведение диагностики качества преподавания; оценивание уровня профессиональных компетентностей педагога, анализ его участия в профессиональных конкурсах, семинарах, конференциях и др.; организационная - организация и проведение методических, предметных декад, организация работы творческих и проектных групп педагогов, сопровождение молодых педагогов, организация условий для самообразования, трансляции опыта и т.д.; мотивационно-психологическая связана с формированием компетентностей, необходимых в профессиональной деятельности педагогов, вопросами целеполагания, поддержкой профессионального развития педагогов; содержательно-технологическая, консультативная оказание аналитической, практической, консультативной и иной помощи в разработке и внедрении инновационных форм работы, в обобщении и представлении опыта работы педагогов; рефлексивно-перспективная связана с ценностями, интересами, мотивами педагогической деятельности, сопровождением по дальнейшему конструированию индивидуальной траектории профессионального развития педагога - персонального пути реализации личностного роста учителя. Построение индивидуальной траектории профессионального развития учителя в современных условиях заключается в самостоятельном овладении 4 совокупностью педагогических ценностей, смыслов, технологий, опытом творчества, определении направления движения учителя относительно уровней своих компетентностей. Методическая служба помогает организовать повышение квалификации педагогических работников через: курсы повышения квалификации; проведение педагогических советов, методических советов, заседаний школьных методических объединений, обучающих и тематических семинаров, проблемных педагогических консультаций; создание и организацию деятельности творческих (рабочих) групп, сотрудничество и наставничество. Деятельности методической службы обеспечивает обобщение и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы по повышению профессионального уровня педагогов. Эффективной формой поддержки профессионального развития педагогов является и методическая / предметная неделя. Она включает в себя проведение панорамы открытых интерактивных уроков, занятий по внеурочной деятельности с приглашением представителей различных профессий, родительской общественности. Предъявление и обобщение передового педагогического опыта предполагает: показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых уроков, занятий внеурочной деятельности (в МАОУ СОШ № 2 на начало учебного года составляется график проведения открытых уроков); организацию взаимопосещения уроков, занятий по внеурочной деятельности, посещение мастер-классов и открытых уроков в школе и в других общеобразовательных организациях; ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений; составление краткого описания предъявленного опыта и создание информационной базы; регулярное проведение группового анализа и обсуждения педагогами результатов, достижений и проблем преподавания, психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; вовлечение педагогов в инновационную деятельность. Конечно же, ярким событием для каждого педагога всегда являются конкурсы профессионального мастерства, участие в семинарах, конференциях, проведение которых даёт педагогу возможность распространения инновационного опыта среди коллег, способствует профессиональному становлению молодых педагогов. Тема методической работы педагогического коллектива – «Формирование навыков смыслового чтения у обучающихся в рамках реализации ФГОС». 2020 – 2021 учебный год – третий год реализации темы. Тема выбрана не случайно. Раздел «Формирование основ смыслового чтения и работа с текстом» является составной частью Программы развития универсальных учебных действий. Формирование навыка смыслового чтения сегодня считается фундаментов всего образования. Работа над методической темой ведется в рамках школьных методических объединений. 5 В МАОУ СОШ № 2 в 2020 – 2021 учебном году действуют 4 ШМО: ШМО «Спектр». В состав входят учителя естественно – научного цикла, истории, обществознания, математики. Руководитель ШМО Герасимова Т.В. ШМО «Гармония». В состав входят учителя филологии. Руководитель ШМО Михайлова Т.Ю. ШМО «Перспектива». В состав входят учителя начальных классов. Руководитель ШМО Матвеева Л.Ю. ШМО «Вдохновение». В состав входят учителя технологии, ИЗО, ОБЖ, музыки, физкультуры. Руководитель ШМО Бессонова О.В. В МАОУ СОШ № 2 действует Методический совет, руководителем которого является Бобровникова И.И., заместитель директора по УВР. Ежегодно педагоги МАОУ СОШ № 2 предъявляют опыт своей работы на различных уровнях. 6 2018 – 2019 уч.г. 2019 – 2020 уч.г. 2020 – 2021 уч.г. 1.Муниципальные педагогические чтения. Белова А.И. представила опыт работы по теме «Особенности работы с текстовой информацией на уроках истории и обществознания». Елфимова М.И. представила опыт по теме «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста через проектную деятельность.» 2. В рамках августовского педагогического совещания выступили: Белова А.И. «Обновление педагогического инструментария организации образовательного пространства как условие качества образования» Матвеева Л.Ю. «Создание условий для самореализации слабоуспевающих обучающихся» Бессонова О.В. «Новые подходы к диагностике и оценке образовательных результатов учащихся в соответствии с 1.Муниципальные педагогические чтения. Мастер – класс учителей начальной школы по теме «Приемы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе». Опыт представили Матвеева Л.Ю., Шестакова И.С., Уточникова О.П., Ивакина С.О., Байбулатова И.А., Елфимова М.И. 1.Муниципальный фестиваль педагогических идей. Участвовала Байбулатова И.А., учитель начальных классов, с методическими рекомендации по теме «Развитие навыков смыслового чтения на уроках в начальной школе». 2. Муниципальный проект «Педагог завтрашнего дня». Молодой педагог Патрушева К.В., учитель физкультуры, провела внеурочное занятие «Оздоровительная тренировка по профилактике плоскостопия». 2. Консультация для учителей школы с.Конево «Анализ и самоанализ урока как средство повышения профессионального мастерства педагога» (провела Бобровникова И.И., зам. директора по УВР) требованиями ФГОС» .3. Муниципальный проект «Педагог завтрашнего дня». Молодой педагог Ивакина С.О., учитель начальных классов, провела педагогический практикум «Приемы формирование читательской компетентности на уроках». Селянкина Е.Д., педагог дополнительного образования, провела внеурочное занятие группы волонтеров по теме «протяни руку добра». Патрушева К.В., учитель физкультуры, презентовала методический проект «Оздоровительная тренировка как основная форма организации внеурочной работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе» Олькова А.А., учитель английского языка, презентовала методический проект «Комплексное использование Интернет – ресурсов на начальном этапе обучения как средство формирования коммуникативной иноязычной компетенции» 4.Муниципальный конкурс «Фестиваль педагогических идей». Белова А.И., учитель истории и обществознания, представила методические рекомендации по теме «Приемы работы с текстами на уроках истории и обществознания». 3. Муниципальный смотр учебных кабинетов иностранных языков. Свой кабинет английского языка представляла Федосеева С.С. 4. Муниципальный семинар для заместителей по ВР, классных руководителей «Разнообразие форм и методов воспитательной работы как одно из условий разностороннего развития и самореализации личности». Представляли опыт Казанцева И.С., зам. директора по ВР; Орлова Н.Б., педагог - организатор 5. Семинар для учителей физкультуры в рамках 5. Всероссийский конкурс «Учитель года работы ММО «Формирование регулятивных России» (муниципальный этап). Стала УУД на уроках физической культуры как одно призером этого конкурса Белова А.И., 7 из требований ФГОС». Опыт представили учитель истории, обществознания. В рамках учителя физкультуры Казанцева И.С., Закаталов этого конкурса педагог провела мастер – И.А., Патрушева К.В. класс по использованию приемов смыслового чтения. 6.Муниципальный смотр кабинетов истории. Свой кабинет представила Белова А.И. и заняла 2 место. 7.Муниципальный конкурс учебных занятий «Призвание». Свой урок по теме «Еда и напитки» в 6 классе представила Бобровникова И.И., учитель английского языка и заняла 1 место. 8. Межокружной педагогический форум. Матвеева Л.Ю., учитель начальных классов, представила опыт работы по теме «Эффективный педагог – необходимость сегодняшнего дня» (из опыта работы руководителя ШМО учителей начальных классов) 9.Презентация опыта работы на экспертном совете Невьянского ГО по теме «Система оценивания метапредметных результатов освоения основной образовательной программы в рамках реализации ФГОС ООО» Важным показателем результативности работы учителя являются результаты различных внешних оценочных процедур - ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д. До проведения всех этих мероприятий в МАОУ СОШ № 2 планируется работа по повышению объективности оценки качества образования, выявляются профессиональные дефициты в части подготовки обучающихся к проведению ВПР, ГИА и оценивания их результатов. Для этого в школе составлены следующие планы и программы. 8 УТВЕРЖДАЮ ПРИКАЗ №88-о от 27.08.2020 г. Директор МАОУ СОШ № 2 ________________________ И.Р.Семячкова План работы МАОУ СОШ № 2 по повышению объективности оценки качества образования и олимпиад школьников в 2020 – 2021 уч.г. Цели: 1. Повышение уровня качества образования обучающихся. 2. Совершенствование внутришкольной системы управления качеством образования на основе системно – деятельностного подхода. 3. Повышение объективности оценивания результатов знаний обучающихся. Задачи: 1. Усовершенствование модели мониторинга качества образования в МАОУ СОШ № 2 с целью повышения качества образования и повышения объективности результатов знаний обучающихся. 2. Способствовать объективности оценки знаний обучающихся, открытости и прозрачности процедуры проведения ВПР, школьного тура олимпиады школьников через организацию общественного наблюдения. К мероприятиям, направленным на повышение объективности результатов знаний обучающихся можно отнести: Проведение информационно – разъяснительной работы с учащимися, педагогами, родителями. Работа по повышению квалификации педагогов. Посещение уроков учителей-предметников. Контроль за ведением тетрадей, классных журналов. Контроль за заполнением электронных журналов. Организация общественного наблюдения. Анализ итого успеваемости и качества знаний обучающихся по окончанию четверти и года. Анализ результатов всех оценочных процедур. № п/п 1 2 9 Мероприятия Сроки 1.Мониторинг качества обучения Анализ качества успеваемости за 2019 Июнь 2020 – 2020 уч.г. Мониторинг динамики успеваемости Июнь 2020 Ответственный Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР 3 4 5 6 1 2 3 4 5 10 учащихся по основным предметам Анализ системы работы учителей через посещение уроков Проведение мониторинга качества образования обучающихся с анализом промежуточных результатов через проведение административных работ, составленных на основе заданий ВПР, ОГЭ, ЕГЭ (внутренние процедуры ОКО) Участие во внешних процедурах ОКО: ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, ВПР, олимпиады с последующим анализом результатов и принятием управленческих решений Совершенствование ВСОКО с целью предупреждения необъективных результатов промежуточной аттестации, ГИА, ВПР В течение года Зам. директора по УВР По плану ВШК Зам. директора по УВР По графику Зам. директора по УВР, ВР В течение года Зам. директора по УВР, ВР Учителя - предметники 2. Работа с учителями Обеспечение выполнения ФГОС и В течение года ГОС в полном объеме каждым педагогом Изучение нормативной документации В течение года по ОКО Контроль за проведением В течение года административных, тематических проверок знаний учащихся, согласно плану ВШК Своевременное проведение коррекции В течение года знаний слабоуспевающих учащихся и учащихся, пропустивших занятия по болезни, а также с неуспевающими Постоянная работа педагогов над В течение года повышением своего профессионального мастерства через Учителя - предметники Зам. директора по УВР Учителя - предметники Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Учителя - предметники Зам. директора по УВР Учителя - предметники 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 11 самообразование, КПК, взаимопосещение уроков. Оформление наглядных стендов для учащихся и родителей «Итоговая аттестация», «Готовимся к ВПР», обновление информаци на сайте школы Разъяснительная работа по проведение ГИА, ВПР, олимпиад среди педагогов Проведение тренировочных работ в 9, 11 классах Участие учителей – предметников в вебинарах, семинарах по ЕГЭ, ОГЭ, ВПР (разбор типичных ошибок) Включить в план мероприятий ШМО мероприятия, направленные на повышение качества образования, на повышение объективности оценивания результатов Проведение предметных недель, олимпиад с целью повышения мотивации учащихся к предмету Разработка плана подготовки к ВПР, ГИА, олимпиадам Обновление банка КИМ для работы с обучающимися. Знакомство с новыми версиями ОГЭ, ЕГЭ, ВПР В течение года Зам. директора по УВР В течение года Зам. директора по УВР В течение года Зам. директора по УВР В течение года Зам. директора по УВР Учителя - предметники В течение года Зам. директора по УВР Учителя - предметники В течение года Зам. директора по УВР, ВР Учителя - предметники Август, сентябрь Зам. директора по УВР, ВР Учителя - предметники Зам. директора по УВР, ВР Учителя – предметники В течение года Трансляция эффективного педагогического опыта учителями в рамках работы ШМО, а также на муниципальном уровне 3. Работа с учениками Ознакомление с порядком проведения В течение года ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, олимпиад Зам. директора по УВР, ВР Учителя - предметники Работа с образцами ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадных работ Коррекционная работа с обучающимися по результатам пробных ОГЭ, ЕГЭ. Групповые и индивидуальные консультации для обучающихся Мотивирование учащихся к участию в конкурсах, олимпиадах, научно – практических конференциях Работа с одаренными и высокомотивированными учащимися 2 3 4 5 В течение года В течение года Зам. директора по УВР, ВР Учителя - предметники Учителя - предметники В течение года Учителя - предметники В течение года Учителя – предметники 4. Работа с родителями Проведение родительских собраний, В течение года индивидуальных бесед по подготовке выпускников к ГИА, ВПР (по возможности с привлечением психолога) Работа с родителями учащихся В течение года «группы риска» через совет профилактики 1 2 Зам. директора по УВР, ВР Учителя - предметники Зам. директора по УВР, ВР Учителя - предметники УТВЕРЖДАЮ ПРИКАЗ №88 – о от 27.08.2020 г. Директор МАОУ СОШ № 2 ________________________ И.Р.Семячкова Программа помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты в части подготовки обучающихся к проведению ВПР, ГИА и оценивания их результатов № п/п 1 12 Мероприятие Сроки Ответственный Диагностика профессиональных дефицитов через Ежегодно вначале учебного Заместитель директора по УВР 2 3 4 5 6 7 8 9 анкетирование педагогов Анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, выявление профессиональных проблем Заседания ШМО по вопросам подготовки к ВПР, ГИА, олимпиадам, по структуре и содержанию проверочных работ, системе оценивания Организация психолого – педагогического сопровождения подготовки обучающихся к ВПР, ГИА, олимпиадам Выстраивание системы индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися, с высокомотивированными детьми Организация повышения квалификации для педагогов через: Курсовую подготовку Участие в работе ШМО, ММО Участие в профессиональных конкурсах Самообразование Взаимопосещение уроков Персональный контроль за деятельностью педагогов, учащиеся которых показали низкий уровень знаний по результатам ВПР, ГИА Проведение мониторинга: отслеживание качественной успеваемости по предметам Контроль за выполнением программ по предметам года Ежегодно по графику Заместитель директора по УВР Ежегодно по графику Заместитель директора по УВР Руководители ШМО Ежегодно по графику Заместитель директора по УВР, психолог Ежегодно по графику Заместитель директора по УВР, учителя - пердметники Ежегодно по графику Заместитель директора по УВР Учителя - предметники Ежегодно по графику Заместитель директора по УВР Ежегодно по графику Заместитель директора по УВР Ежегодно по графику Заместитель директора по УВР В рамках реализации программы помощи учителям проведены следующие мероприятия: 1. Ежегодно проводится анализ всех проведенных мероприятий по оценке качества образования (анализ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) По результатам данных анализов вырабатываются рекомендации для учителей по планированию и организации деятельности педагога по повышению качества обучения обучающихся. 2. Все результаты оценочных процедур обсуждаются на заседаниях ШМО и методическом совете. Кроме того, по плану работы ШМО проводятся подготовительные мероприятия к оценочным процедурам (ВПР, ГИА, олимпиадам). В работе ШМО предусмотрены заседания по темам «Особенности подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, 13 3. 4. 5. 6. устному собеседованию в 9 классе, итоговому сочинению в 11 классе в учебном году»; «Анализ результатов и коррекция ошибок, допущенных в ДКР (ВПР, РТ и т.д.); «Анализ результатов ГИА (ОГЭ, ГВЭ, ЕГЭ). По результатам оценочных процедур педагоги выстраивают индивидуальную работу со слабоуспевающими и высокомотивированными учащимися в рамках дополнительных занятий после уроков, в рамках внеурочной деятельности, индивидуальных консультаций. Для педагогов организуется повышение квалификации. За последние три года педагоги прошли обучение по следующим программам «Основы педагогической квалиметрии», «Подготовка экспертов устного собеседования в 9 классе (допуск к экзаменам)», «Методика подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе», «Оценивание уровня развития читательской грамотности обучающихся с требованиями ФГОС», «Управление качеством образования на муниципальном уровне на основе анализа и оценки результатов независимых национально – региональных оценочных процедур», «Методические вопросы подготовки обучающихся к ГИА по иностранному языку», «Контроль и оценка образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС», «Подготовка экспертов территориальных представительств региональных предметных комиссий», «Формирование предметных навыков при подготовке к олимпиадам по физике», «Содержание и методика подготовки школьников к ГИА в форме ОГЭ, ЕГЭ по физике», «Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по обществознанию». Педагоги принимают участие в вебинарах и семинарах, направленных на подготовку к ВПР, например, «Инновационные подходы к преподаванию математики и окружающего мира в начальной школе: технологии и методические приемы», «Математическая и естественно – научная грамотность как компонент функциональной грамотности младшего школьника», «Особенности подготовки обучающихся к ВПР по биологии в 2021 году», «Формирование читательских компетенций учащихся на уроках русского языка и литературного чтения, окружающего мира в начальной школе», «Смысловое чтение как основа функциональной грамотности. Работа с текстом в рамках ВПР», «основные трудности младших школьников при выполнении заданий ВПР по русскому языку в начальной школе. Пути и способы их преодоления». В конце четверти заместитель директора по УВР проводит мониторинг успеваемости по предметам, а также выполнение программ на основе данных, предоставляемых учителем. 3. Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки 14 В МАОУ СОШ № 2 ежегодно организуется дополнительное профессиональное образование педагогических и руководящих работников. Целью курсовой подготовки является повышение профессиональной компетентности педагогов. Задачи курсовой подготовки: удовлетворение образовательных потребностей педагога в соответствии с выявленными профессиональными затруднениями и приоритетными направлениями развития МАОУ СОШ № 2; подготовка к аттестации педагогических работников, к участию в конкурсах и иных мероприятиях, требующих специальной подготовки; реализация индивидуального образовательного маршрута. За последние три года 100% педагогов прошли обучение по разнообразным программам. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 1. «Основы педагогической квалиметрии» - 2 человека 2. «Подготовка экспертов устного собеседования в 9 классе» - 3 человека 3. «Методика подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе» 1 человек 4. «Менеджмент и экономика» - 1 человек 5. «Управление качеством образования на муниципальном уровне на основе анализа и оценки результатов независимых национально – региональных оценочных процедур» - 1 человек 6. «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» - 1 человек 7. «Развитие профессиональной компетентности экспертов по вопросам аттестации педагогических работников» - 5 человек 8. «Формирование здорового образа жизни, здорового питания» - 1 человек 15 1. «Смысловое чтение в условиях реализации ФГОС» - 15 человек 2. «Профилактика террористических угроз в образовательных учреждениях» - 2 человек 3. «Противодействие экстремизму и гармонизации межэтнических отношений» - 2 человека 4. «Развитие профессиональной компетентности специалистов, привлекаемых к осуществлению всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационной категории в условиях подготовки к введению национальной системы учительского роста» - 2 человека 5. «Противодействие коррупции» - 2 человека 6. «Подготовка экспертов территориальных представительств региональных предметных комиссий» - 1 человек 7. «Содержание и методика подготовки школьников к ГИА в форме ОГЭ, ЕГЭ по физике» - 1 человек 8. «Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по 1. «Подготовка организаторов ОГЭ, ЕГЭ» - 5 человек 2. «Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС СОО» - 3 человека 3. «Оценивание уровня развития читательской грамотности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС» - 2 человека 4. «Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС» - 13 человек 5. «Методические вопросы подготовки обучающихся к ГИА по иностранному языку (ОГЭ, ЕГЭ)» - 1 человек 6. «Электронное обучение и дистанционные технологии в общем образовании» - 1 человек 7. «Обеспечение комплексной безопасности образовательной организации» -1 человек 8. «Информационная культура ведения документации образовательной организации (делопроизводство в школе)» - 1человек 9. «Нормативное и организационно – техническое обеспечение защиты персональных данных в образовательной организации» - 1 человек 10. «Методика преподавания предметной области «Основы духовно – нравственной культуры 9. «Обучение русскому языку как неродному на разных этапах школьного образования» - 1 человек 10. Профессиональная переподготовка по программе «Логопедия и практическая логопсихология» - 1 человек 11. «Методика преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в соответствии с ФГОС» - 1 человек 12. «Подготовка организаторов ОГЭ, ЕГЭ» - 1 человек 13. «Преподавание астрономии в современной школе в контексте требований ФГОС» - 1 человек 14. «Тьюторское сопровождение школьников с затруднениями в обучении» - 1 человек 15. «Формирование предметных навыков при подготовке к олимпиадам по физике» - 1 человек 16. «Методика преподавания предметной области «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в соответствии с ФГОС» - 1 человек 17. «Подготовка экзаменатора – собеседника устного собеседования в 9 классе» - 3 человека 18. «Основы противодействия экстремизму в детской молодежной среде, психолого – педагогический и организационный аспекты» - 1 человек 19. «Медиация в образовательной организации» - 1 человек 20. «Инструктор детского фитнеса» - 1 человек 21. «Развитие профессиональных 16 обществознанию» - 1 человек 9. Профессиональная переподготовка по программам «Педагогическое образование. История в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования»; «Педагогическое образование. Обществознание в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования» 1 человек 10. «Методические аспекты обучения второму иностранному языку (французскому)» - 1 человек 11. «Управление информационной безопасностью подростков в сети Интернет» - 1 человек 12. «Интерактивные формы воспитания и социализации школьников» - 1 человек 13. «Развитие профессиональных компетенций педагогов по формированию у обучающихся безопасного поведения на дорогах» - 1 человек 14. «Основы конструирования и робототехники в проеткной деятельности обучющихся» - 1 человек 15. «Интерактивные формы воспитания и социализации школьников» - 1 человек 16. «Преподавание предмета «Физическая культура» в соответствии с ФГОС НОО» - 1 человек народов России» (ОДНКНР) - 1 человек 11. Профессиональная переподготовка по программе «Педагогическое образование. Обществознание в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования» - 1 человек 12. «Контроль и оценка образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования» - 1 человек 13. «Формирование речевой грамотности обучающихся в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» - 2 человека 14. «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; содержание и организация образовательной деятельности» - 9 человек 15. «Преподавание математики на уровне начального общего и основного общего образования: вопросы преемственности»- 1 человек 16. Профессиональная переподготовка по программе «Педагогическое образование. Химия в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования» - 1 человек 17. «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» - 4 человека 18. «Психолого – педагогические основы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних» - 1 человек 19. «Классный час как эффективная форма воспитательной работы с детьми и подростками» 1 человек 20. «Проектирование программ воспитания в общеобразовательной организации на основе «Примерной программы воспитания» - 1 человек 21. «Профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних» - 1 человек компетенций педагога по обучению детей навыкам безопасного поведения на дорогах» - 1 человек ИТОГО в течение года обучилось 30 ИТОГО в течение года обучилось 34 человека человек: ИРО – 24 ИРО – 25 СПО/ВПО – 2 СПО/ВПО – 5 Иные организации - 4 Иные организации - 4 22. Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика и методика преподавания в образовательной организации. Русский язык и литература» - 1 человек ИТОГО в течение года обучилось 53 человека ИРО – 48 СПО/ВПО – 1 Иные организации - 4 Организация курсовой подготовки в МАОУ СОШ № 2 происходит следующим образом. Выявляются профессиональные затруднения и образовательные потребности педагогов на основе самодиагностики и административного наблюдения. В начале года составляется и утверждается директором план – график курсовой подготовки. Заместитель директора по УВР оформляет заявки на дополнительные профессиональные программы. Внедряются педагогами в свою практическую деятельность знаний, полученных на программах повышения квалификации. Рассматриваются результаты курсовой подготовки на заседаниях ШМО. Источниками финансирования курсовой подготовки могут быть бюджетные и внебюджетные средства. В 2020 году за счет средств субвенций по организации дополнительного профессионального образования было проучено 27 человек на сумму 61316 рублей. На 2021 год запланировано обучить 19 человек на сумму 47900 рублей. На 2021 год составлен перспективный план повышения квалификации педагогов МАОУ СОШ № 2 с учетом потребностей образовательной организации и профессиональных дефицитов педагогов. 17 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 Невьянского городского округа _______________________________________________________________________ 624192, г.Невьянск, ул.Самойлова, 4; тел.(34356) 2-22-01, 2-26-12 факс: 8(34356)22201; Е-mail: shkola2.ru@mail.ru; ИНН 6621008148; КПП 668201001 Перспективный план повышения квалификации педагогов МАОУ СОШ № 2 на 2021 год Ф.И.О. педагогов, должность Дата последнего обучения и название Планируемая дата обучения и название программы программы 1.Данилова Ольга Олеговна, учитель 2020 г «Деятельность классного Кафедра педагогических и управленческих начальных классов руководителя в условиях реализации ФГОС» технологий НТФ ИРО «Педагогика и методика преподавания отдельных учебных предметов и дисциплин в образовательной организации», обучение с использованием ДОТ. Вариативный модуль «Иностранные языки», 250 часов, 5 сессий; 1. 01.02-12.02; 2.15.03-26.03; 3.11.05-21.05; 4.21.06-02.07; 5.27.09-08.10. Кафедра филологического образования «Подготовка экспертов и собеседников устного собеседования в 9 классе», 23.1126.11 2.Бессонова Оксана Валерьевна, учитель 2020 г. «Деятельность классного Кафедра профессионального образования технологии руководителя в условиях реализации ФГОС»; «Образовательная робототехника в учебном «Организация инклюзивного образования предмете «Технология». Вариативный детей с ОВЗ в общеобразовательных модуль: для учителей технологии основного организациях»; «ФГОС СОО: содержание и общего образования, 40 ч., 10.03-30.03 организация образовательной деятельности» Региональный центр обработки информации и оценки качества образования «Подготовка организаторов ОГЭ. Модуль 1 для организаторов, для ассистентов участников ОГЭ с ОВЗ, обучение с использованием 18 3.Казанцева Ирина Сергеевна, педагог - 2020 г., «Деятельность классного психолог руководителя в условиях реализации ФГОС»; «Психолого – педагогические основы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних»; «Профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних». 4.Бобровникова И.И., зам. директора по УВР 2020 г. «Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС СОО и спецификой образовательной организации»; «Электронное обучение и дистанционные технологии в общем образовании» 5.Бызова Н.Г., учитель русского языка и 2018 г. «Подготовка экспертов устного литературы собеседования в 9 классе (допуск к экзамену). 6.Абдиева библиотекарь 19 Олеся Владимировна, ДОТ», 08.02-22.02 Кафедра психологии, дошкольного, начального общего образования «Деятельность педагога – психолога в ОО в условиях инклюзивного образования», 01.1214.12 Кафедра филологического образования «Подготовка экспертов и собеседников устного собеседования в 9 классе», 23.1126.11 Кафедра управления в образовании «Алгоритм корректировки рабочей программы на основе анализа образовательных результатов обучающихся», 22.11-26.11 «Антикоррупционное поведение сотрудников образовательной организации: правовые основы и механизмы формирования», 8 ч., 01.12 Кафедра филологического образования «Методические вопросы подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку», 19.10-22.10; 16.11-19.11 Кафедра филологического образования «Подготовка экспертов и собеседников устного собеседования в 9 классе», 23.1126.11 Библиотечно – информационный день «Деятельность библиотечно – информационного центра образовательной организации: содержание и технологии», 05.04-08.04 Региональный центр обработки информации и оценки качества образования «Подготовка организаторов ОГЭ. Модуль 1 для организаторов, для ассистентов участников 7.Семячкова Ирина Роландовна, директор 8.Михайлова Татьяна Юрьевна, русского языка и литературы 2020 г. «Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС СОО и спецификой образовательной организации» учитель 2020 г. «Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС»; «Оценивание уровня развития читательской грамотности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС»; «ФГОС СОО: содержание и организация образовательной деятельности» 9.Федосеева Светлана Станиславовна, 2020 г. «Деятельность классного учитель иностранного языка руководителя в условиях реализации ФГОС»; «ФГОС СОО: содержание и организация образовательной деятельности»; «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» 10.Белова Анна Игоревна, учитель истории и 2020 г. «Деятельность классного обществознания руководителя в условиях реализации ФГОС»; «ФГОС СОО: содержание и организация образовательной деятельности»; «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях»; «ФГОС СОО: содержание и организация образовательной деятельности»; 11.Уточникова Оксана Петровна, учитель 2020 г. «Деятельность классного начальных классов руководителя в условиях реализации ФГОС»; «Формирование речевой грамотности обучающихся в соответствии с требованиями 20 ОГЭ с ОВЗ, обучение с использованием ДОТ», 08.02-22.02 «Антикоррупционное поведение сотрудников образовательной организации: правовые основы и механизмы формирования», 8 ч., 01.12 Кафедра филологического образования «Подготовка экспертов и собеседников устного собеседования в 9 классе», 23.1126.11 Кафедра филологического образования «Подготовка экспертов и собеседников устного собеседования в 9 классе», 23.1126.11 Кафедра филологического образования «Подготовка экспертов и собеседников устного собеседования в 9 классе», 23.1126.11 Кафедра филологического образования «Подготовка экспертов и собеседников устного собеседования в 9 классе», 23.1126.11 Кафедра филологического образования «Подготовка экспертов и собеседников устного собеседования в 9 классе», 23.1126.11 ФГОС» 12.Байбулатова Изольда учитель начальных классов Аркадьевна, 2020 г. ««Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС»; переподготовка по программе «Педагогика и методика преподавания в образовательной организации. Русский язык и литература» 13.Рякова Елена Александровна, учитель 2019 г. «Смысловое чтение в условиях химии и биологии реализации ФГОС» Директор МАОУ СОШ № 2 И.Р.Семячкова Региональный центр обработки информации и оценки качества образования «Подготовка организаторов ОГЭ. Модуль 1 для организаторов, для ассистентов участников ОГЭ с ОВЗ, обучение с использованием ДОТ», 08.02-22.02 Региональный центр обработки информации и оценки качества образования «Подготовка организаторов ОГЭ. Модуль 1 для организаторов, для ассистентов участников ОГЭ с ОВЗ, обучение с использованием ДОТ», 08.02-22.02 Кафедра естественно – научного образования «Развитие профессиональной компетенции учителей биологии в вопросах подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации», 20.10-22.10 «Развитие профессиональной компетенции учителей химии в вопросах подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации», 17.11-19.11 Исполнитель Бобровникова И.И., зам. директора по УВР 4. Поддержка профессионального развития педагогов в период аттестации Поддержка профессионального развития педагогов осуществляется и в период аттестации, когда педагог через творческую деятельность представляет свой уровень профессионального развития. Следует помнить, что аттестация является механизмом совершенствования управления качеством образования. В период аттестации педагогов, нуждающихся в поддержке, курирует ответственный за аттестацию в МАОУ СОШ № 2 (Бобровникова И.И., зам. директора по УВР), а также по необходимости помогают опытные педагоги школы. На конец 2020 – 2021 учебного года в МАОУ СОШ № 2 работает 19 педагогических работников (из которых двое находятся в отпуске по уходу за ребенком), а также 3 административных работника. В настоящий момент преподавание в школе ведется по всем предметам. МАОУ СОШ № 2 укомплектована 21 кадрами. Но при этом на сегодняшний день практически каждый основной работник имеет большую педагогическую нагрузку (от 1,5 до 2 ставок). Контингент педагогических работников описан в таблицах. Педагогический стаж: Всего педагогических Стаж до 5 лет Стаж от 5 до 30 лет Стаж свыше 30 лет работников 20 (+2 в отпуске по уходу за 2 (9,1 %) 13 (59,1 %) 7 (31,8 %) ребенком) Внеш. совместителей - 4 1 (25 %) 3 (75 %) 0 Уровень образования: Всего педагогических работников 20 (+2 в отпуске по уходу за ребенком) Высшее образование 17 77,3 % Средне - специальное образование 5 22,7 % 4 100 % 0 4 внеш. совместителей Половая принадлежность: Всего пед. работников 20 (+2 в отпуске по уходу за ребенком) Внешн. совместителей 4 Мужчины 2 (18,2 %) Женщины 18 (81,8 %) 1 (25 %) 3 (75 %) Квалификация учителей Высшая кв.к. Административные работники Педагогические 3 22 Первая кв.к. 3 СЗД Без категории - 13 3 - работники 13,6 % 72,8 % 13,6 % - 5. Создание творческих (рабочих) групп, внедрение «наставничества» обеспечивает выявление затруднений у молодых педагогов в преподавании, организацию совместной деятельности педагогов разного уровня профессионального развития по разработке сценариев уроков, занятий по внеурочной деятельности, социальных практик и т.д. При создании творческих (рабочих) групп следует учитывать принципы конфиденциальности, активности, исследовательской творческой позиции, объективности (осознания) поведения – обратной связи, партнёрского общения. Творческие (рабочие) группы во взаимодействии с администрацией школы организуют деятельность по отслеживанию процесса и результата: разработки индивидуальной программы профессионального развития педагога; повышения уровня квалификации педагогических работников, профессиональной компетентности; вовлечения педагогических работников в инновационную, творческую деятельность (участие в реализации образовательных проектов, в конференциях, конкурсах и т.д.); проведения открытых уроков, занятий по внеурочной деятельности, профориентационных мероприятий, их количества и качества проведения; диагностики профессионально значимых характеристик личности педагогов, уровня развития профессиональных компетентностей; удовлетворенности педагогов изменениями, происходящими в результате инновационной деятельности. Следует подчеркнуть, что формирование готовности педагога к инновационной деятельности является важнейшим условием его профессионального развития. Современный процесс обучения ориентирован на формирование метапредметных результатов и достижение их обучающимися. На всех учебных предметах учителя обращают внимание на подбор тех форм и методов работы, технологий, которые формируют метапредметные результаты. Например, чтобы учить школьников работать с информацией, учителя практикуют работу с разными текстами, таблицами, графиками, учат находить главное, составлять планы и т.д. Это делается на разных уроках разными учителями – предметниками. 23 Но перед учителем встает проблема – как определить уровень достижения данных метапредметных результатов. Невозможно измерить новые результаты старыми методами (обычными контрольными работами, проверочными работами). Для этого в школе должен быть единый, универсальный для всех учителей - предметников диагностический инструментарий оценивания. В готовом виде такого инструментария нет, чтобы взять и использовать. Поэтому, именно с этой целью 18 декабря 2015 года была создана муниципальная проблемно – творческая группа на основании решения Экспертного совета управления образования по теме «Система оценивания метапредметных результатов освоения ООП в рамках реализации ФГОС ООО». Перед собой мы поставили следующую цель – создание системы оценивания метапредметных результатов у обучающихся основного уровня. Реализация данной цели проходила через решение следующих задач: изучить нормативно – правовую, методическую и специальную литературу по теме исследования; на основе изученных материалов отобрать критерии оценивания УУД и межпредметных понятий; разработать инструментарий оценки метапредметных результатов выпускника основной школы. Свою работу разбили на несколько этапов: 1 этап – Организационный 2 этап – аналитико – практический 3 этап – этап разработки и осовения материала 4 этап - обобщающий На организационном этапе мы определили состав нашей рабочей группы. Инструментарий оценивания метапредметных результатов должен строиться на межпредметной основе, поэтому в состав группы вошли разные учителя предметники: Бобровникова И.И., зам. директора по НМР, руководитель группы, Семячкова И.Р., зам. по УВР, МатвееваЛ.Ю., учитель начальных классов (для того, чтобы сохранить преемственность), Крылова Н.В., учитель математики, Федосеева С.С., учитель английского языка, Михайлова Т.Ю., учитель русского языка, Герасимова Т.В., учитель физики, Бессонова О.В., учитель технологии, Казанцева И.С., педагог – психолог (для оценки личностных результатов). Определили три вопроса, на которые нам нужно было дать ответы: какие метапредметные результаты и универсальные учебные действия формировать и развивать? Как правильно организовать деятельность обучающихся для наиболее результативного формирования и развития у них конкретных метапредметных результатов? Как 24 отслеживать динамику формирования и развития УУД и как диагностировать реальный уровень сформированности метапредметных результатов и УУД у обучающихся? На аналитико - практическом этапе мы определили цели и задачи нашей работы, проанализировали имеющийся опыт, а именно опыт учителей начальных классов, которые уже на протяжении нескольких лет оценивали метапредметные результаты, пользуясь своей программой, которую они разработали. Изучая материалы по формированию и оцениванию УУД и метапредметных результатов, мы выделили несколько процедур, в ходе которых происходит оценка метапредметных результатов: 1. Комплексные работы на межпредметной основе, позволяющие выявить у школьников степень сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также дают оценку сформированности коммуникативных и регулятивных действий. 2. Оценочные листы и листы наблюдения учителя и школьного психолога. 3. Листы самооценки. 4. Тесты. Мы пришли к выводу, что комплексная оценка метапредметных результатов будет строиться на основе характеристики класса, данной учителем начальных классов (для 5 класса), рекомендаций педагога – психолога, и самое главное на основе наблюдений учителей - предметников, которые они будут фиксировать в картах сформированности тех или иных метапредметных умений. Конечным результатом работы нашей группы стала программа оценивания метапредметных результатов освоения основной образовательной программы в рамках реализации ФГОС ООО. Цель нашей программы - получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности метапредметных результатов у школьников 5-9 классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов ООО. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач: 1. Отработать механизмы сбора информации об уровне сформированности УУД и межпредметных понятий. 2. Выявить и проанализировать факторы, способствующие формированию УУД и межпредметных понятий. 3. Апробировать технологические карты и методики оценки уровня сформированности УУД и межпредметных понятий. 25 4. Сформировать банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД и межпредметных понятий у обучающихся 5-9 классов. 5. Обеспечить преемственность и единообразие в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения. 6. Разработать и апробировать систему критериев и показателей уровня сформированности УУД и межпредметных понятий у обучающихся основного общего образования. Ожидаемые конечные результаты реализации программы оценивания метапредметных результатов - данные, полученные в ходе мониторинга, которые будут использованы для оперативной коррекции учебно - воспитательного процесса. В мониторинге представлены общие подходы к оценке метапредметных результатов, которые определяются федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Идея мониторинга состоит в объединении разных предметных областей инструментарием, который оценивает уровень сформированности одних и тех же метапредметных умений. Рабочей группой были определены критерии сформированности межпредметных понятий (основы читательской компетенции, навыки работы с информацией, опыт проектной деятельности) и УУД (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные). На основе отобранных критериев оценивания были составлены карты сформированности метапредметных результатов. Мы определили три оптимальных уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий (или 0 - данный показатель соответствует низкому уровню сформированности,1 - среднему, 2 – высокому). Диагностические карты - удобная форма отслеживания результатов сформированности УУД. На основании данных критериев учитель – предметник определяет уровни сформированности УУД у обучающихся и заносит их в диагностическую карту. Циклограмма проведения диагностики межпредметных понятий и универсальных учебных действий Межпредметное понятие и УУД 26 Ответственный за проведение диагностики 1. Основы читательской компетенции Учителя литературы, географии, истории 2. Навыки работы с информацией Учителя биологии, обществознания (физики с 7 класса), литературы 3. Навыки проектной деятельности Классные руководители, проектной деятельности 4. Личностные УУД Педагог – психолог, классные руководители 5. Регулятивные, УУД познавательные, ведущие внеурочные занятия по коммуникативные Учителя истории (обществознания), биологии, литературы Диагностика проводится и учителями – предметниками, и классным руководителем, и педагогом – психологом. Результаты диагностики анализируются как по вертикали, так и по горизонтали и делаются определенные выводы. Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет каждому учителю скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей). Мониторинг помог определить проблемные моменты как лично каждому учителю в определенном классе у конкретных учеников, так и проблемные моменты в целом в образовательной организации. Например, мы, основываясь на результатах мониторинга, выявили необходимость развивать навык смыслового чтения. Это направление мы выбрали в качестве методической темы в этом учебном году. Также, учителя, основываясь на результатах мониторинга, выбрали для темы самообразования это направление: Также формированию метапредметных результатов и их мониторингу способствую внеурочные курсы, такие как «Занимательная математика», «Основы смыслового чтения и работы с текстом», «Развитие познавательных процессов», «Познай себя», «Проектная деятельность». Свой практический опыт педагоги представляли на муниципальном семинаре для заместителей директора по УВР, для педагогов НОО и ООО в рамках работы проблемно – творческой группы. Также опыт был представлен на муниципальных пед. чтениях по темам «Формирование коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности», «Особенности работы с текстовой информацией на уроках истории и обществознания», в рамках фестиваля пед. идей 27 был проведен практикум по теме "Создание ЛЭПБУКА как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов". В прошлом учебном году в МАОУ СОШ № 2 была создана рабочая группа по внедрению ФГОС СОО. Цель работы группы – создание локальных актов по внедрению ФГОС СОО. Итогом деятельности группы является следующее: - изучены основные аспекты ФГОС СОО; -проведен мониторинг готовности МАОУ СОШ № 2 к реализации ФГОС СОО; - разработаны локальные акты по внедрению ФГОС СОО. В МАОУ СОШ № 2 в 2020 – 2021 учебном году работает молодой специалист, учитель физкультуры, Патрушева К.В., которая нуждается в поддержке и помощи. В школе действует положение о наставничестве. За молодым специалистом закреплен наставник - Казанцева И.С., которая является и учителем физкультуры, и заместителем директора по ВР. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Педагог - наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе. Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Казанцева И.С. оказывает помощь Патрушевой К.В. в разных направлениях: организация учебного процесса; требования к ведению школьной документации; формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся; 28 сопровождает педагога в участии в муниципальном проекте «Педагог завтрашнего дня». В рамках этого проекта молодой специалист представила методический проект по теме «Оздоровительная тренировка как основная форма организации внеурочной работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе». Также на втором году участия в проекте учителем было показано внеурочное занятие «Оздоровительная тренировка по профилактике плоскостопия». В МАОУ СОШ № 2 действует «Положение о наставничестве», а также разработана «Программа целевой модели наставничества МАОУ СОШ № 2 Невьянского городского округа» и «Дорожная карта реализации целевой модели наставничества в МАОУ СОШ № 2». Материалы размещены на сайте школы в разделе «Наставничество». 6. Самообразование педагогов Самообразование педагога – это один из главных ресурсов повышения мастерства педагога. Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные. Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения: посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом; периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; 29 повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. Сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя: систематический просмотр определенных вебинаров, встреч и т.д.; чтение конкретных педагогических периодических изданий; чтение методической, педагогической и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям; решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету; изучение информационно-компьютерных технологий; посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету; общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете; На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста Примерный план самообразования План самообразования учителя за _________учебный год Тема самообразования: «____________________________________» Цель: Задачи: 30 1) 2) 3) № п/п Планируемые деятельности направления Сроки Реализация Примечание 1. 2. 1. 3. 4. Выводы: Темы самообразования учителей МАОУ СОШ № 2 Название ШПТГ ШМО учителей филологии (русского языка, литературы, иностранного языка) «Гармония» Руководитель Михайлова Т.Ю. Ф.И.О. учителя 1. Михайлова Т.Ю. 2. Бызова Н.Г. 3. Бобровникова И.И. 4. Федосеева С.С. ШМО учителей начальных классов «Перспектива» Руководитель Матвеева Л.Ю. 5. Матвеева Л.Ю. 6. Шестакова И.С. 31 Тема самообразования чтение как метапредметный «Смысловое результат образования» «Технология творческого развития учащихся» «Формирование навыка смыслового чтения на уроках английского языка» «Создание условий для формирования коммуникативных компетентностей обучающихся при изучении английского языка с использованием технологии личностно – ориентированного подхода» «Повышение продуктивности и качества современного урока в соответствии с ФГОС через активные и интерактивные методы обучения для формирования личностных и метапредметных УУД» «Использование современных методов поддержки и развития 7. Уточникова О.П. 8. Печеницына Е.П. 9. Данилова О.О. 10. Байбулатова И.А. ШМО учителей естествознания (физики, химии, биологии, географии), математики, истории, обществознания «Спектр» Руководитель Герасимова Т.В. 11. Герасимова Т.В. 12. Уточникова В.И. 13. Рякова Е.А. 14. Крылова Н.В. 15. Матвеев Д.Ю. 16. Белова А.И. ШМО учителей технологии, ИЗО, музыки, физкультуры, ОБЖ «Вдохновение» Руководитель Бессонова О.В. 17. Бессонова О.В. 18. Закаталов И.А. 19. Казанцева И.С. 20. Патрушева К.В. 32 обучающихся с ОВЗ и одаренных обучающихся» «Формирование познавательных УУД у обучающихся начальной школы» «Методы и приемы формирования коммуникативных УУД с целью повышения продуктивности и качества урока» «Приемы и методы коррекционной работы на уроках с целью повышения продуктивности и качества современного урока в соответствии с ФГОС» «Формирование читательской компетенции младших школьников» «Интерактивные методы обучения как механизм системно – деятельностного подхода в рамках внедрения и реализации ФГОС ООО» «Развитие познавательной активности на уроках географии» «Формирование и развитие УУД у обучающихся на уроках химии и биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» «Обеспечение повышения качества подготовки обучающихся по математике к сдаче ОГЭ и ЕГЭ через технологии разноуровнего подхода в обучении математике» «Обеспечение повышения качества подготовки обучающихся по математике к сдаче ОГЭ и ЕГЭ через технологии разноуровнего подхода в обучении математике» "Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность на уроках истории" «Развитие творческой личности учащегося, его художественного вкуса и трудовых навыков на основе мотивации и активизации учащихся». «Использование методов и приемов поддержки и развития обучающихся с ОВЗ» «Регулятивные УУД на уроках физической культуры» «Оздоровительная тренировка как основная форма организации внеурочной работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе». По окончанию учебного года с педагогами проводится собеседование. Собеседование организует администрация школы (директор, заместитель директора по УВР, ВР). Для собеседования заранее планируются вопросы для обсуждения, доводятся до педагогов. Одним из вопросов является и результаты освоения темы по самообразованию. 7. Мотивация педагогов на профессиональное развитие Среди главных факторов, мотивирующих педагогических работников на непрерывное профессиональное развитие: организационная структура управления, которая позволяет педагогам включиться в принятие управленческих решений; коллегиальность и профессионализм - установленные нормы действия и поведения, позволяющие педагогам включаться в совместное планирование и анализ действий с участием администрации, педагогов и партнёров школы, в деятельность по развитию персонала; усиление общих ключевых ценностей – восстановление морального потенциала школы, привлечения всех участников образовательного процесса к формированию школьной среды педагогических работников, обучающихся, родительской общественности; активное взаимодействие и сотрудничество – сочетание поддержки и требовательности, как на горизонтальном, так и вертикальном уровне; инвестирование в развитие персонала - профессиональный рост учителей улучшает отношения между сотрудниками, облегчает взаимодействие и обмен идеями; психологическое сопровождение профессионального развития педагогов; усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, сопровождение планирования профессионального развития, повышения квалификации; формирование культуры сотрудничества - школы с культурой сотрудничества в большей степени способны улучшить свое состояние и повысить учебные результаты обучающихся; планирование времени педагогов заключается в реорганизации школьного распорядка так, чтобы освободить время для профессионального развития педагогов, совместного планирования, работы творческих / проектных групп, общения; возможность для рефлексии собственного опыта профессиональной деятельности в обстановке доверия и сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи; 33 материальное стимулирование педагогов на основе критериев «Положения о стимулировании». Положение размещено на сайте школы. 8. Диагностика и мониторинг профессионально значимых характеристик личности педагога, процесс определения показателей оценки профессионального развития, профессиональных затруднений Важно понимать, что инструментарий выполняет мотивирующую функцию профессионального развития педагогов. В зависимости от целей диагностики подбираются тесты, анкеты, карточки с тестовыми заданиями различной содержательной направленности. Очень удобным способом сбора информации являются Гугл – формы. Например, на конец 2020 – 2021 учебного года заместителем директора по УВР была проведена анкета для педагогических работников "Определение затруднений педагогов при организации образовательного процесса". Нужно было определите степень своих затруднений в приведенных аспектах педагогической деятельности, выбрав вариант ответа. Степень затруднений определялась по следующим параметрам: очень сильная, сильная, средняя, слабая, либо отсутствует. Результаты анкетирования следующие: 34 35 Проанализировав ответы педагогов, можно сделать вывод, что у большинства педагогов нет затруднений по всем аспектам педагогической деятельности. В 2021 году в рамках научно – методического сопровождения педагогических работников Свердловской области проводилась диагностика профессиональных компетенций педагогических работников. Для прохождении диагностики были привлечены 8 педагогических работников МАОУ СОШ № 2 – 40 % от общего количества педагогов в школе (трое 36 пройдут диагностику в августе 2021 г.). Результаты диагностики доступны педагогическому работнику в его личном кабинете. Обсуждение результатов диагностик и мониторингов будет включен в план работы ШМО и методического совета на 2021- 2022 уч.г. В педагогическом коллективе МАОУ СОШ № 2 имеются педагоги, обладающие высоким профессионализмом. Опыт данных педагогов востребован в Невьянском городском округе. Педагоги являются экспертами на различных муниципальных мероприятиях, являются членами экспертного и координационного совета. Также педагоги привлекаются в качестве экспертов при осуществлении всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогов. Ф.И.О. педагога Статус, направления экспертизы 1.Семячкова И.Р., директор МАОУ Член экспертного совета. Привлекается к экспертизе педагогических проектов, СОШ № 2 программ в рамках муниципального проекта «Педагог завтрашнего дня», фестиваль педагогических идей. Экспертиза профессиональной деятельности педагога за межаттестационный период. 2.Бобровникова И.И., заместитель Член экспертного совета. Привлекается к экспертизе педагогических проектов, директора по УВР программ в рамках муниципального проекта «Педагог завтрашнего дня», фестиваль педагогических идей. Экспертиза профессиональной деятельности педагога за межаттестационный период. Эксперт предметной территориальной комиссии по проверке экзаменационных работ по английскому языку. Эксперт по проверке олимпиадных работ. Является куратором МБОУ СОШ п.Таватуй, включенных в проект «500+» для оказания экспертной и консультационной поддержки. 3.Шестакова И.С., учитель Привлекается к экспертизе педагогических проектов, программ в рамках начальных классов муниципального проекта «Педагог завтрашнего дня», фестиваль педагогических идей. Экспертиза профессиональной деятельности педагога за межаттестационный период. 4.Бессонова О.В., учитель Экспертиза профессиональной деятельности педагога за межаттестационный технологии, ИЗО, ОБЖ период. Эксперт по проверке олимпиадных работ, научно – исследовательских работ. 37 5. Белова А.И., учитель истории, Экспертиза профессиональной деятельности педагога за межаттестационный обществознания период. Эксперт предметной территориальной комиссии по проверке экзаменационных работ по истории и обществознанию. Эксперт по проверке олимпиадных работ. 6. Уточникова О.П., учитель Экспертиза профессиональной деятельности педагога за межаттестационный начальных классов период. 7. Матвеев Д.Ю., учитель Эксперт предметной территориальной комиссии по проверке экзаменационных математики работ по математике. Эксперт по проверке олимпиадных работ, научно – исследовательских работ. 8. Крылова Н.В., учитель Эксперт предметной территориальной комиссии по проверке экзаменационных математики работ по математике. Эксперт по проверке олимпиадных работ. 9. Герасимова Т.В., учитель физики Эксперт предметной территориальной комиссии по проверке экзаменационных работ по физике. Эксперт по проверке олимпиадных работ. 10. Уточникова В.И., учитель Эксперт предметной территориальной комиссии по проверке экзаменационных географии работ по географии. Эксперт по проверке олимпиадных работ. 11. Рякова Е.А., учитель химии, Эксперт предметной территориальной комиссии по проверке экзаменационных биологии работ по биологии. Эксперт по проверке олимпиадных работ. 38